Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д.
Ступени к цифровой школе
Как сформировать основы функциональной грамотности у младших школьников
Авторы инновационной учебной практики для начальной школы представляют цикл учебно-тренинговых программ для всех параллелей начальной ступени: с первого по четвертый класс. Первая часть содержит описание научно-педагогического подхода к формированию основ функциональной грамотности в начальной школе и цифровой платформы «Учим учиться», вторая – посвящена описанию цикла программ «Ступени к цифровой школе». Издание адресовано педагогам начальной школы и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.
К читателю: для кого эта книжка и как она устроена
Перед вами не методическая брошюра — мы старались описывать свой подход так, чтобы он стал понятен широкой аудитории. Это не значит, что у предлагаемой методики нет научного обоснования. В течение двух лет педагогические и технологические решения, которые лежат в основе цикла «Ступени к цифровой школе», проходили серьезную профессиональную экспертизу в рамках проекта, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований. Мы получили множество положительных отзывов и от экспертов системы образования, и от практиков, работающих с младшими школьниками. Этот опыт описан в научных трудах и публикациях в профессиональной прессе.
Но у этой книжки другая задача. Мы хотим уйти от строгого научного изложения своей концепции со множеством ссылок на авторитетных авторов и строгими доказательствами своих тезисов. Мы обращаемся к тем, кто решает вполне практические задачи, — педагогам и родителям.
В первую очередь, мы рассчитываем помочь глубже разобраться в нашем подходе тем учителям, которые уже слышали о платформе «Учим учиться» и имеют хотя бы поверхностное представление о ее возможностях. Надеемся, что авторский взгляд будет интересен и полезен и тем, кто уже приобрел собственный практический опыт работы с учениками по программам цикла «Ступени к цифровой школе», и тем, кто знает о них только понаслышке.
Книжка состоит из двух частей. Первая описывает педагогическую концепцию, основанную на идее «учим учиться». Мы попытались рассказать о том, чего, по нашему мнению, не хватает в сегодняшней школе и как можно помочь всем детям стать успешными в учебе. Если вы предпочитаете изначально глубже разобраться в сути методики, мы советуем начинать знакомство с ней именно с первой части, чтобы понять, зачем, собственно, придумана эта практика. Если же вас больше интересуют конкретные программы, тогда можно сначала перейти ко второй части.
Вторая часть состоит из четырех глав, каждая из которых посвящена одной из программ, предлагаемых на платформе «Учим учиться» для разных параллелей начальной школы: с первого по четвертый класс. Вы можете познакомиться со всеми предлагаемыми программами или выбрать конкретную главу в зависимости от того, какой возраст вас больше интересует. После этого вы можете перейти к первой части, чтобы понять, как все эти программы могут работать на желаемый результат — успешность каждого ребенка.
Конечно, мы рассчитываем, что появление этой книжки будет способствовать расширению нашей аудитории. Мы постарались описать предлагаемую практику «с нуля» и достаточно подробно, чтобы даже те читатели, которые пока еще не слышали о платформе «Учим учиться», смогли получить ясное представление о тех возможностях, которыми уже сейчас пользуются многие школы.
Надеемся, что среди читателей окажутся и родители, дети которых уже учатся в начальной школе или вскоре станут школьниками.
Содержание второй части будет легче воспринимать, если ознакомиться с примерами заданий на сайте L2L.edumart.ru. Там же можно прочитать отзывы тех, кто уже опробовал эту методику на своих детях.
Благодарности
Разработка цифровой платформы стала возможна благодаря стартовому финансированию со стороны Фонда содействия инновациям (2015–2016). В дальнейшей работе мы получали и получаем поддержку от Фонда президентских грантов и Российского фонда фундаментальных исследований, что позволило привлечь к работе на платформе «Учим учиться» десятки школ из разных регионов России.
Мы благодарим за содействие коллег — экспертов, работающих в различных учреждениях системы образования. Но особую признательность хотим выразить учителям начальных классов, без участия которых была бы невозможна ни эта книжка, ни сама учебная практика, о которой пойдет речь.
Об авторах
Кондратьева Ирина Николаевна
Директор электронного образовательного издательства "Мультимедиа-студии "Март", соруководитель проекта "Учим учиться". Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования. Лауреат Всероссийских мультимедиа‑фестивалей "Контент".
Рубашкин Дмитрий Давидович
Директор Инновационного центра "Технологии современного образования", соруководитель проекта "Учим учиться". Кандидат технических наук, доцент НИУ "Высшая школа экономики" (Санкт‑Петербург).
Рецензии
Конюшенко С.М., доктор педагогических наук, профессор Балтийского федерального университета им. И. Канта скачать
Муранов А.А., кандидат педагогических наук, руководитель проекта «Фундаментальные основы цифровой трансформации начального общего образования» Российского фонда фундаментальных исследований скачать
Представление книги "Ступени к цифровой школе" на конференции в МГПУ.
Рекомендуем прочесть
Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. "Если посмотреть вооруженным глазом..."
"Дружба народов", №11, 2019, сс. 232-237.
Статья, адресована родителям школьников и рассказывает о том, как цифровые технологии помогают лучше узнать своего ребенка, понять причины трудностей, с которыми он порой сталкивается в начальной школе.
Вернуться к списку книг