"Учим учиться и учить" (2019/2020 гг.)

"Учим учиться и учить" (2019/2020 гг.)

Фонд признал проект успешно реализованным

2020-21 учебный год

Завершающая стадия проекта была проведена в первом полугодии 2020-21 учебного года. Основным содержанием этого этапа была широкая апробация системы дистанционного педагогического сопровождения работы учащихся младших классов на цифровой платформе "Учим учиться".

К началу учебного года финальная версия программного обеспечения сервисов дистанционного педагогического сопровождения стали доступными для пользователей в их личных кабинетах на цифровой платформе cloud.edumart.ru. Благодаря новым функциональным возможностям платформы у педагогов и родителей появился доступ к данным аналитики, регулярно предоставляемым экспертной системой.

Таким образом на цифровой платформе были созданы микро-группы взрослых, имеющих доступ к данным конкретного ребенка. Вместе с инструментами прямой коммуникации в пределах микро-группы эти данные становятся основой для совместного принятия решений об образовательном маршруте ребенка.

Отработка взаимодействия между учителями, родителями школьников и командой проекта проходила в процессе выполнения учащимися третьих и четвертых классов программы диагностического модуля тренинговой программы Основы функциональной грамотности.

Участники

В качестве образовательных площадок в 2020-21 учебном году работали школы Санкт-Петербурга (47 классов, 336 учеников), Ленинградской области (10 классов, 270 учеников), Республики Карелия (2 класса, 55 учеников), Псковской области (12 классов, 328 учеников), Калининграда (8 классов, 253 ученика), города Муравленко Ямало-Ненецкого национального округа (1 класс, 10 учеников). Всего в широкой апробации приняли участие свыше 1900 школьников из 43 школ.

Учебные действия выполнялись школьниками индивидуально, каждый работал в своем темпе, Планировалось, что большинство учащихся завершит работу над диагностическим модулем до конца 2020 г. Но в связи с особыми условиями карантинного периода, ограничением доступа учащихся в компьютерные классы, высокой заболеваемостью учителей, сложностью организации регулярных учебных занятий темпы выполнения диагностических заданий оказались ниже, чем было запланировано. Тем не менее, больше тысячи учащихся полностью выполнили намеченную программу. Для остальных доступ к заданиям был продлен. Многие школьники воспользовались этой отсрочкой и продолжали работать и во время зимних каникул. 

Мониторинг хода проекта

В течение всего периода реализации проекта учебные активности школьников отображались на сайте проекта. Столбцам диаграммы соответствует количество учащихся, выполнявших в этот день задания тренинговых программ. Красным выделена активность в выходные дни. 

Система дистанционного педагогического сопровождения

Для реализации основной цели проекта - создания системы дистанционного педагогического сопровоождения были разработаны сервисы для различных категорий пользователей: учителей, ведущих тренинг, школьных координаторов, отвечающих за организацию учебных действий, и родителей школьников. Эти сервисы доступны в личных кабинетах, об их реальном использовании можно судить по статистике заходов пользователей в свои кабинеты. Эта статистика собрана по всем классам, независимо от того, какую тренинговую программу выполняли учащиеся.

За 4 месяца, в течение которых шли учебные действия, зафиксировано 5952 захода в личные кабинеты 1049 взрослых пользователей, то есть средний пользователь воспользовался сервисами платформы почти 6 раз.

2019-20 учебный год

Опыт работы школьников в 2018-19 учебном году показал, что индивидуальный и групповой прогресс школьников существенно зависит от того, как организован тренинг. В тех случаях, когда учитель держал процесс под своим контролем, приходил на помощь в трудных ситуациях, у школьники добивались не только метапредметных, но и личностных результатов. К сожалению, не все преподаватели смогли сразу же освоить новые возможности, которые им давала работы школьников на цифровой платформе.

Целью проекта 2019-2020 учебного года стала разработка и первичная апробация программных инструментов дистанционного педагогического сопровождения, которая должна была помочь учителям и родителям ориентироваться в ходе и результатах тренинга, правильно реагировать в ситуациях, требующих вмешательства взрослых. Этот проект разработки сервисов для учителей и родителей также поддержан Фондом президентских грантов.

Участники

В качестве образовательных площадок в 2019-20 учебном году работали школы Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Карелия, Нижегородской и Новосибирской областей.

Список школ, работавших в проекте в 2019-20 учебном году

В диагностических процедурах участвовали 797 школьников, которым на образовательном сервисе были предоставлены личные кабинеты для выполнения заданий. Из них почти две трети полностью выполнили программу диагностического модуля - 499 учащихся (63%).

Организационное взаимодействие команды проекта с педагогами и родителями было основано на использовании расширенного функционала личных кабинетов взрослых участников образовательного процесса. Родителям всех школьников, проходивших диагностические процедуры, были созданы личные кабинеты (свыше 800 оригинальных аккаунтов), в которые они могли входить как с помощью компьютера, так и на электронных гаджетах. Также были созданы личные кабинеты учителям и школьным координаторам. 

Экспертная система, развернутая на платформе “Учим учиться”, осуществляла мониторинг результатов школьников, проходивших диагностику. На основании анализа данных мониторинга педагогам и родителям рассылались регулярные отчеты о работе учащихся. В случае, если у кого-то из них выявлялись негативные тенденции, экспертная система оперативно рассылала соответствующие уведомления. Например, в электронном журнал учителя автоматически формировался список учеников, на работу которых следует обратить внимание, не дожидаясь окончания диагностики. Аналогичные предупреждения направлялись родителям этих детей с рекомендацией обратить внимание на отношение ребенка к выполняемым заданиям. Если у родителей возникали вопросы, они могли задать их учителю, школьному координатору или консультанту из команды проекта, чтобы обсудить проблемную ситуацию и получить конкретные рекомендации. Действия учителей и родителей в личных кабинетах фиксировались в ходе мониторинга диагностических процедур.

Подробнее.

Статистический отчет о результатах выполнения курса «Основы функциональной грамотности»