Ступени к цифровой школе. Заключение

Заключение

Что такое хорошая школа? Повсюду публикуются рейтинги школ, но не так-то просто разобраться, как отличить хорошее образование от посредственного. Каждому родителю хочется найти для своего ребенка пусть не самую лучшую школу, но хотя бы такую, про которую известно: здесь хорошо учат. Понять бы еще, что это значит и каковы критерии. 

Эта задача стоит перед всеми государствами, и для ее решения регулярно проводятся международные исследования. О качестве образования судят по тому, как школьники проявляют себя в этой глобальной конкуренции. Сейчас наша страна находится далеко от лидеров рейтинга, а хотелось бы занять более достойное место. Перед российской системой образования была поставлена задача: в ближайшие несколько лет попасть в первую мировую десятку. Нам кажется очень важным, что мы решили соревноваться и доказать свою состоятельность по международным критериям, а не придумываем свои правила для оценки качества образования. Поэтому всем, кто переживает по поводу уровня школьного обучения, важно знать, что же оценивают международные эксперты, потому что аналогичные методики будут использованы и в России.

Особое внимание уделяется так называемой Международной программе оценки образовательных достижений, известной по латинской аббревиатуре PISA. В этой программе Россия участвует сравнительно недавно, и результаты наших школьников пока что заметно уступают ведущим странам. Подтвердилось, что знания наших ребят не хуже, чем у их зарубежных сверстников, но беда в том, что обучение в российской школе оторвано от практических задач. Нужно, чтобы школьники умели применять свои знания математики, физики, биологии в жизненных ситуациях, а этому по программе не учат. Как исправить ситуацию, пока не очень понятно. В последнее время начали практиковать репетиционные проверки по международным методикам. Результаты оказались не вполне удовлетворительными. Эксперты признают, что сами пока не знают, как в ходе учебного процесса сформировать у школьников необходимые умения. Проверять научились, а правильно учить — пока нет.

И наши школьники, и их педагоги привыкли к предметному обучению. Прошли тему — проверили, выставили отметки, идем дальше. А в PISA другие правила. Там не сообщают, к какому предмету относится задание и какое правило нужно вспомнить. Предлагаемые для решения ситуации, как правило, знакомы и понятны нашим школьникам, но они не привыкли связывать их с содержанием школьного обучения. Психологически они плохо подготовлены к этой стилистике — им требуется «перевод» с языка PISA на привычные формулировки школьных учебных заданий. Кроме того, работу нужно выполнять на компьютере, а к этому они тоже не приучены. 

Похоже, чтобы добраться до первой десятки рейтинга, нужно изменить подходы к обучению. Чтобы в пятнадцатилетнем возрасте успешно участвовать в PISA, надо готовиться заранее, хотя бы за несколько лет. Лучше всего начинать еще в начальной школе. Понятно, что для решения этой задачи требуются соответствующие методики и педагогические инструменты. Более того, эксперты считают, что высокие результаты появятся только тогда, когда учитель получит возможность работать индивидуально с каждым своим учеником, учитывая его сильные и слабые стороны.

Чтобы все это стало реальностью, мы и разработали специальную образовательную платформу для начальной школы и цикл программ индивидуального компьютерного тренинга «Ступени к цифровой школе», о которых рассказали в этой книге. Ученики, работающие на платформе «Учим учиться», осваивают приемы работы с компьютером, знакомятся с разными форматами представления учебной информации, а главное — учатся выполнять задания, не заботясь о том, на каком уроке они проходили этот материал и проходили ли его вообще.

Пройдя тренинг под руководством учителя, дети приучаются учиться самостоятельно, перестают бояться диагностических и контрольных процедур, получают навыки самооценки, привыкают работать над ошибками, пробуют планировать свои образовательные маршруты, становятся увереннее в себе. Все это, конечно, не вместо школьной программы, а в дополнение к ней. Прогресс достигается уже в младших классах, но главное — потом легче учиться в основной школе, а результаты станут выше, как их ни оценивай: и по школьным предметам, и по международным критериям исследования PISA.

 

<< Пред. След. >>