Ступени к цифровой школе. 2-4-4

«Ступени к цифровой школе». Предварительные итоги

Наша образовательная платформа работает уже больше пяти лет. За это время около тысячи учеников прошли вместе со своими учителями обе главные программы информационного тренинга: «Основы функциональной грамотности» и «Подготовка к предметному обучению». Накоплено достаточно данных, чтобы можно было делать выводы о практических результатах реализации нашего подхода. Говоря так, мы имеем в виду не только собственные наблюдения, но и отзывы работавших на платформе: школьников и их родителей, учителей, представителей школьной администрации. Есть также отзывы экспертов системы образования, оценивавших обоснованность и результативность методики информационного тренинга. 

Начать нужно с того, что наши тренинги работают в школе, не подменяя собой основную образовательную программу, а дополняя ее. Суть не только в том, что у учеников появляются устойчивые навыки работы на компьютере. Важнее, чтобы дети стали лучше и охотнее учиться на обычных занятиях, чтобы их образовательные результаты позволили им превзойти сверстников, не получивших такого опыта самостоятельной работы с учебной информацией. 

Но дело не только в изменении отношения к учебе. Мы видим, что наши развивающие задания стимулировали любознательность, интерес к расширению кругозора, к поиску новых путей к знаниям. Учителя говорят, что особое впечатление на детей производят, например, задания, посвященные родному краю, его географии и истории. Родители подтверждают, что задание тренинга часто становится поводом отправиться на экскурсию, побуждает ребенка взять в руки научно-популярную книгу, полистать географический атлас или другой справочник, начать искать информацию на интересующую тему в Интернете. Одним словом, занятия с компьютером дают детям мотивацию к знанию, желание и умение самостоятельно разбираться в заинтересовавшем их предмете.

Вернемся все же к школьным будням. Успешность детей, завершающих обучение в начальной школе, проверяется в ходе Всероссийских проверочных работ (ВПР), и мы всегда просим партнерские школы сообщать нам, как справились с этой проверкой пользователи нашей платформы. На основе этих отзывов можно сделать несколько важных наблюдений.

Во-первых, учителя считают важным, что после тренинга дети гораздо спокойнее относятся к проверочной работе, не испытывают особого страха, приступая к выполнению заданий, в чем-то похожих на те, которые им были предложены на цифровой платформе «Учим учиться». Они чувствуют себя в привычной обстановке, когда надо сосредоточиться, понять задание и аккуратно выполнить его. Такие дети оказываются более мобилизованными, чем их сверстники. Они действуют внимательнее и, главное, привычны к тому, что нужно обязательно проверять свое решение, прежде чем сдавать его на проверку.

Во-вторых, оказывается, что многие так называемые «слабые» ученики показывают в ходе ВПР высокие результаты, которых от них не ожидали их же собственные учителя. Это лишний раз подчеркивает, как много значит уверенность ребенка в своих силах, которая достигается регулярной самостоятельной работой и сопровождается повышением самооценки. Этот эффект подтверждается многими учителями. Есть даже курьезная история, как одна «проблемная» школа, проведя у себя тренинг в четвертых классах, получила такие высокие показатели ВПР, что администрацию заподозрили в фальсификации результатов, потому что они значительно превосходили итоги предыдущих проверок. Но все же полной статистики, которая бы показала, как пользователи платформы справляются с ВПР, в нашем распоряжении пока нет, и мы стараемся искать другие способы проверить эффективность информационного тренинга. 

Как уже много раз отмечалось, платформа «Учим учиться» предназначена для младших школьников. Однако по инициативе и при участии ученых из Психологического института Российской академии образования осенью 2021 года был поставлен любопытный эксперимент, который позволяет предположить, что информационный тренинг может способствовать достижению важных образовательных результатов и в более старшем возрасте, в основной школе. Был разработан небольшой блок заданий, сложность которых соответствовала уровню учащихся пятых–шестых классов. 

В качестве исходного источника информации были предложены фрагменты из дневников известного путешественника Федора Конюхова, посвященные его плаванию вокруг Антарктиды. Прочитав текст и посмотрев на карту, нужно было ответить на несколько вопросов, составленных по образцу заданий информационного тренинга. Если подходить формально, содержание заданий требовало знания географии на уровне шестого класса. Но мы предложили поучаствовать в эксперименте и учащимся четвертых классов, которые до этого (в третьем классе) выполнили программу «Основы функциональной грамотности». Важно было проверить, смогут ли они разобраться в сложном тексте, основанном на незнакомом материале. 

Один и тот же блок заданий был предложен ученикам четвертых, пятых и шестых классов (всего около 200 участников из различных школ Санкт-Петербурга и Вологды). В отличие от четвероклассников, остальные участники эксперимента из пятых и шестых классов опыта информационного тренинга не имели. После обработки результатов оказалось, что хуже других выступили пятиклассники, не обладавшие ни достаточным знанием предмета, ни опытом самостоятельной работы с учебной информацией, который помог бы им справиться с заданиями. А вот четвертые классы оказались на уровне шестых. Отстав от шестиклассников по скорости выполнения, четвероклассники заметно превзошли их по качеству. Ошибок они допускали примерно поровну, однако ученики четвертых классов практически всегда находили и исправляли собственные ошибки, а многие шестиклассники или отказывались от поиска правильного решения, или не находили его.

Так эксперимент подтвердил, что еще в начальной школе, работая по методике информационного тренинга, можно сформировать у детей умения, которые помогают им справляться со сложными для их возраста заданиями. Мы считаем (и психологи разделяют это мнение) этот результат обнадеживающим и верим, что опыт самостоятельной работы с компьютером поможет школьникам, работавшим на нашей платформе, быть успешными и в учебе, и в других жизненных ситуациях. Важно, что они выходят из начальной школы, научившись преодолевать учебные трудности и получив вкус к серьезному учению. В дальнейшем они смогут выбрать для себя любой образовательный маршрут, потому что обладают для этого самым главным качеством — умением учиться.

 

<< Пред. След. >>