Ступени к цифровой школе. 2-4-2

Учимся выбирать образовательный маршрут

На начальной ступени многие дети учатся охотно во многом потому, что это легко дается. Интерес есть, естественная любознательность мотивирует на совершение предписанных учебных действий, негативные оценки проделанной работы педагогикой не приветствуются. Но вот начинается основная школа, и все сразу меняется. Здесь задания сложнее, за них ставят отметки (часто неудовлетворительные), но главное, приходится прикладывать усилия, преодолевать препятствия, заставлять себя делать не только то, что нравится и легко дается. В «началке» дети знали, к кому идти за советом, если что-то идет не так. Но после перехода в пятый класс жизнь школьников существенно меняется. Теперь у них нет одного наставника, к которому можно было бы обратиться по любым вопросам школьной жизни. Вместо хорошо знакомого человека, который в течение нескольких лет совмещал в себе роли учителя, классного руководителя и воспитателя, появились предметники. Каждый со своим подходом, своими требованиями... Отношения со взрослыми усложняются, и это усугубляет проблемы, возникающие при встрече с новыми учебными предметами.

Чтобы не пропала мотивация, нужно помочь каждому ученику сформировать правильное отношение к учебе и к разным учебным дисциплинам. Программа обязательна для всех, каждому ученику можно постараться подобрать маршрут с учетом способностей и предпочтений самого ученика. Кто и как может это сделать? В условиях, когда главное — прохождение программы в соответствии с утвержденными учебными планами, учителя не имеют возможности интересоваться склонностями школьников, их внутренней предрасположенностью к познавательной деятельности, умением и желанием трудиться. Выбор образовательной траектории если и происходит, то на основании формальных успехов в освоении учебной программы по тому или иному предмету, а этот критерий далеко не всегда дает правильные основания для выводов. Например, как правило, не принимается во внимание такое качество, как любознательность, из которой по мере взросления вырастает самостоятельная познавательная деятельность. Любознательные дети далеко не всегда успешны в учебе, а оценивают их по тому, как они справляются с разделами обязательной школьной программы. 

Есть и другие личностные характеристики, которые учителям не всегда удается развивать. Среди них — умение ученика следовать своим путем, выбирать из предложенных взрослыми маршрутов тот, который кажется наиболее предпочтительным. Этому тоже можно и нужно учить в начальной школе, и мы постарались отразить эту педагогическую идею в организации информационного тренинга. До четвертого класса мы не предоставляли права выбора последовательности выполнения заданий ни детям, ни взрослым. Вариативность определялась лишь разной скоростью прохождения заданного маршрута, количеством попыток, совершенных для достижения желаемого результата, выполнением дополнительных модулей (по желанию). А программа «Подготовка к предметному обучению» построена по-другому.

Как было описано в предыдущем разделе, ученикам предлагаются задания нескольких тематических линий. Порядок прохождения тем не установлен. Можно выполнять их последовательно, одну за другой, а можно делать задания нескольких тем параллельно. Выбор предоставлен самому ученику. Мы просим учителей, ведущих тренинг, обсуждать с детьми, с какой темы им хотелось бы начать.

Наш опыт показывает, что есть несколько основных стратегий прохождения программы. Каждая линия представляет собой последовательность блоков. Многие ученики сразу же выбирают для себя одну из тем, двигаются по этой линии до конца и лишь потом переходят на другую. Есть такие, которые не проявляют своих предпочтений, а двигаются по блокам: сначала по очереди выполняют первые блоки всех линий, потом переходят ко вторым и т.д. Понятно, что есть и смешанные варианты, когда детям нравится чередовать задания разных линий без какой-то определенной системы. 

В начальный момент для выполнения открыты только первые блоки всех четырех линий. Доступ к очередным блокам предоставляет учитель, он разрешает дальнейшее продвижение только там, где результаты ученика удовлетворительны. Ученик может продвигаться только по тем линиям, где он справился с заданиями с первого раза или проделал работу над ошибками. Но в конечном итоге должны быть выполнены задания всех четырех тематических линий. Таким образом каждый ученик в диалоге с учителем может выстраивать собственный маршрут к единой для всех цели, а учитель следит за тем, чтобы текущие результаты не препятствовали переходу к очередным блокам.

Анализируя ход работы учеников, мы видим, что многие ученики сами выбирают траектории прохождения тренинга, но есть и такие классы, где большинство начинает работу над заданиями с той темы, которая значится в списке первой. Это может быть обусловлено принципиальной позицией учителя, которому удобнее «ходить единым строем», или тем, что дети просто не привыкли к свободе выбора, не верят, что их мнение может быть учтено. 

Предоставляя возможность самостоятельного выбора тематической линии, не менее важно донести до учеников мысль, что совсем отказаться от прохождения какой-либо темы нельзя. Задания всех линий должны быть выполнены в полном объеме. Таким путем мы хотим приучить детей к мысли об обязательности для них всех предметов, предусмотренных школьной программой основной школы. Никто не сможет отказаться от изучения учебной дисциплины, потому что «не нравится» или «нет способностей». Нужно уметь преодолеть в себе нежелание делать то, что требуется по программе, понять логику каждой учебной дисциплины и найти в себе внутреннюю мотивацию для изучения каждого предмета. 

Баланс между свободой выбора и ответственностью за результат достигается, когда ребенок учится осознавать свои предпочтения, объяснять и защищать свою позицию в диалоге с учителем. Этот момент очень важен с точки зрения личностного развития и перспектив дальнейшего обучения. Мы рекомендуем родителям обсуждать эту тему со своими детьми, помогая им осознать свою позицию. Прохождение курса «Подготовка к предметному обучению» создает для этого необходимые условия, так как ребенок (при заинтересованном отношении взрослых) выбирает в процессе работы свой маршрут, а цифровой след позволяет и учителю, и родителям оценить последствия этого выбора.

 

<< Пред. След. >>