Ступени к цифровой школе. 2-4-1

Переход в основную школу

Четвертый класс — последний год обучения в начальной школе. Переход из младших классов в основную школу является одним из кризисных моментов в жизни ученика. Он дается непросто, даже если происходит в стенах одного и того же учебного заведения. Чтобы этот кризис не привел к стрессовым ситуациям и не ударил больно по мотивации к учению, нужно готовиться к новым вызовам заранее. Это касается и детей, и педагогов. 

Переводя ученика из начальной школы в основную, мы признаем — осознанно или нет, — что детский период его школьной жизни завершен. Нельзя школьника в пятом или шестом классе «тащить за руку», не сообщая ему, куда мы вместе с ним направляемся. Это уже не ребенок, с ним надо обращаться, как с подростком. А это значит — уметь превращать его в союзника, который осознает свои интересы в учебе, способен действовать в соответствии с ними и даже защищать их.

 Четвертый и пятый классы не просто подчиняются двум различным образовательным стандартам: начального образования и основной школы. Здесь проходит граница между зонами ответственности разных педагогов. Учителя «началки», естественно, ориентируются, главным образом, на стандарт для своей ступени и не уделяют достаточного внимания проверке того, насколько их ученики подготовлены к более сложному учебному процессу, с которым они встретятся уже в самом начале обучения в пятом классе. А предметники, работающие в основной школе, часто считают, что получили плохо подготовленных учеников, которых придется доучивать, иначе они не смогут успешно продвигаться в освоении образовательной программы.

Методика информационного тренинга была задумана как раз для того, чтобы соединить начальную школу с основной, смягчить для детей кризис перехода. Поэтому мы и определили цель прохождения программы для четвертого класса как подготовку к основной школе и, в частности, к предметному обучению, которое является главным содержанием этой ступени. Разрабатывая свой подход, мы ориентировались, в том числе, на высказывания учителей различных предметов, которых мы просили описать пробелы выпускников «началки», мешающие успешно усваивать учебный материал. Сведя воедино ответы предметников, удалось выделить, как нам кажется, ключевую проблему: дети плохо ориентируются в базовых понятиях различных предметных областей, им тяжело даются термины, определения, визуальные представления, которые используются в географии, истории, биологии и других дисциплинах. Нужно было бы входить в эти курсы постепенно, но время на такую адаптацию учебным планом не предусмотрено. Если бы в начальной школе дети получили хотя бы самое приблизительное представление о том, что они будут изучать в пятом–шестом классах, им было бы гораздо легче справляться с учебной программой.

Получив такой запрос от основной школы, мы решили разработать специальный подготовительный курс и предложить его в четвертом классе тем детям, которые уже прошли диагностику и тренинг по программе «Основы функциональной грамотности». У них уже наработан определенный опыт самостоятельного изучения учебного материала, они умеют работать не только с текстом, но и с другими форматами представления информации. Теперь можно проверить, насколько они готовы применить свои умения в различных предметных областях. 

В основной школе изучаются разные дисциплины, каждая из которых использует свои форматы представления учебного и иллюстративного материала. Например, на уроках географии ученику понадобится умение читать карты, ориентироваться в положении различных объектов относительно сторон света, оперировать координатами. Для представления числовых данных — использовать таблицы, графики, диаграммы. А на уроках истории детям встретятся даты различных событий; их совсем не обязательно механически запоминать, но важно понимать, что происходило раньше, что позже, а что одновременно. Разобраться в этом легче, если научиться пользоваться, например, лентами времени. К каждому из перечисленных форматов нужно привыкнуть, научиться правильно использовать. 

Чтобы подготовить учеников к предметному обучению, мы построили программу тренинга из несколько тематических линий, каждая из которых связана с содержанием той или иной учебной дисциплины: математики, географии, истории, биологии. Речь идет не о том, чтобы раньше времени проходить материал учебных программ в последовательности, предусмотренной учебными планами для основной школы. Наша цель — предварительное знакомство с теми понятиями, терминами, образами, которые встретятся на уроках в пятом классе в соответствующих учебниках.

Всего в программе предусмотрены четыре тематические линии. «Планета Земля» вводит в мир естественных наук: географии и биологии. «Люди и события» — помогает разбираться в хронологии исторических событий. «Числовые данные» — это не только математика как учебный предмет, задания подчеркивают универсальную значимость количественных величин для различных областей знания. И, наконец, тематическая линия, которую мы назвали «Время», появилась в ответ на прямой учительский запрос: школьники плохо ориентируются в текущем времени, не понимают точного смысла многих распространенных выражений, связанных с временными интервалами: «через три четверти часа», «за полчаса до» и т.п. Задания этой линии вводят временную координату в представления о текущих событиях, дают основы того, что сейчас принято называть тайм-менеджментом.

Продвигаться по разным тематическим линиям можно параллельно, чередуя задания разных типов. Так, переходя от одной темы к другой, дети готовятся к будущему предметному разнообразию.

 

<< Пред. След. >>