Ступени к цифровой школе. 2-3-4

Тренировочные модули

Результаты диагностики позволяют предварительно оценить уровень готовности ребенка к серьезному обучению. Но оценить — это не самое главное, важнее найти для каждого правильный маршрут развития. Это задача следующего этапа — индивидуального тренинга. По итогам выполнения диагностического модуля экспертная система выявляет слабые и сильные стороны, проявляющиеся в учебной деятельности. Анализируя индивидуальные диагностические карты, экспертная система предлагает для каждого ученика одну из трех траекторий, предусматривающих задания разных уровней сложности. Назначение предлагаемой траектории осуществляется после согласования с учителем. 

Тем детям, у которых в диагностической карте много позиций красного цвета, сигнализирующих об отставании от средних показателей для своего возраста, мы рекомендуем траекторию, которая называется «Компенсация» («К»). 

Низкие результаты диагностики могут быть обусловлены различными обстоятельствами. Совсем не обязательно они свидетельствуют о серьезных проблемах развития. Часто причины неудач связаны с медленным восприятием информации, порожденным неуверенностью в себе, низкой самооценкой. Мы стараемся добиваться прогресса не за счет снижения требований к ученику, а путем стимулирования систематической учебной деятельности, формирующей и закрепляющей необходимые умения. Поэтому в модуль «К» входят задания, примерно соответствующие по уровню сложности диагностическому модулю. Их можно выполнять многократно: если что-то не получается с первого раза, всегда есть возможность переделать задание еще несколько раз — до тех пор, пока у ребенка не появится понимание, как нужно действовать, чтобы не допускать ошибок. Здесь очень важна позиция находящихся рядом взрослых, которые должны помочь обрести уверенность, обеспечить «стартовый разгон» для дальнейшей самостоятельной работы.

Выполнение простых заданий в комфортном для себя темпе позволяет изменить психологическое состояние, поверить в свои возможности. В нашей практике есть много примеров, когда дети, первоначально отнесенные к группе «К», впоследствии переходили на более высокие уровни и успешно справлялись со всеми заданиями повышенной сложности. Поэтому попадание по итогам диагностики в эту группу не следует воспринимать как «черную метку», которая навсегда маркирует ученика как отстающего.

Детям, у которых в диагностической карте большая часть показателей находится на среднем уровне, но все же по отдельным критериям существуют низкие показатели, мы рекомендуем траекторию «Тренировка» («Т»). Содержание заданий модуля «Т» аналогично тем заданиям, которые предлагаются в модуле «К», но их уровень более сложный. Ученикам этой группы нужно научиться минимизировать число простых ошибок, связанных с поспешностью, невнимательностью, небрежностью. Главная задача этого этапа — добиться стабильности, подтвердить и улучшить результаты, показанные в ходе диагностики. Эта вроде бы несложная учебная практика дает важные личностные результаты: учит понимать природу своих ошибок и избегать их в учебной работе, приучает более ответственно относиться к учебе.

Наконец, третья траектория называется «Развитие» («Р»). Ее мы рекомендуем тем, кто легко справился с заданиями диагностики и имеет большинство показателей выше возрастной нормы. Тренинговая программа модуля «Р» существенно труднее по сравнению с другими траекториями, хотя общая направленность заданий остается той же самой. Основная разница заключается в том, что для выполнения заданий детям приходится читать и осмысливать более сложно построенные текстовые формулировки. Мы хотим таким образом подготовить «сильных» учеников к самостоятельному восприятию учебных и научно-популярных текстов, не адаптированных специально для детей младшего возраста.

Пример усложнения задания в зависимости  от назначенного тренировочного модуля: задание модуля «К» Пример усложнения задания в зависимости  от назначенного тренировочного модуля: задание модуля «Т»
Пример усложнения задания в зависимости от назначенного тренировочного модуля: слева — задание модуля «К», справа — задание модуля «Т»

К сожалению, наш опыт показывает, что значительная часть детей, легко прошедших диагностику, плохо справляется с заданиями повышенной трудности, которые предлагаются им в модуле «Развитие». Многим из них не хватает концентрации для того, чтобы сосредоточиться на понимании сознательно усложненных текстов, которые встречаются в заданиях. Пока все дается легко, такие ученики делают мало ошибок, а когда нужно напрягаться, чтобы справиться с трудным заданием, они не проявляют характера, теряют мотивацию к дальнейшим занятиям. Здесь уместно говорить о том, что у многих детей, считающихся успешными, недостаточно развиты качества, необходимые для достижения результата. Это плохой признак: если не научиться преодолевать трудности, учебные результаты могут пойти вниз, когда в старших классах начнется более серьезное обучение.

Мы отметили для себя еще один важный фактор, влияющий на учебное поведение «сильных» учеников. Среди учителей распространено представление, что следует добиться от учеников понимания материала, а результат выполнения конкретного задания не столь уж важен. «Это просто по невнимательности», — так учителя объясняют себе и другим, что не следует снижать оценку из-за случайной ошибки. Особенно снисходительны они к успешным ученикам. В результате у таких детей не формируется навык самопроверки, они торопятся сдать работу, не убедившись, что все сделано правильно. И учителя часто прощают им небрежность при выполнении заданий. Компьютер же при проверке безжалостно подчеркивает все неверные ответы и выставляет соответствующие оценки. «Сильные» ученики обнаруживают, что при объективной оценке их результаты не столь хороши, но далеко не у всех хватает характера, чтобы заставить себя более ответственно проверять сделанную работу. В таких случаях мы видим, что учебные результаты в процессе тренинга не только не растут, но часто даже снижаются. Учителям и родителям советуем обратить внимание на эту опасность и принять меры, чтобы воспитать в ребенке умение сосредоточиться на своей работе и показать свой максимум.

А «слабые» ученики, напротив, привыкли к ситуации, когда учитель относится к их работам строго и не прощает ошибок. Поэтому они не чувствуют себя ущемленными, когда оценки выставляет компьютер. Напротив, они внутренне соглашаются с этими оценками, потому что в детском представлении учитель может «придираться», а программа объективна. Поэтому для таких детей компьютер становится не только инструментом для выполнения заданий, но и помощником в самооценке. Это, в свою очередь, стимулирует серьезное отношение к учебной работе, потому что тренинг — это способ доказать себе (а не учителю), что можно выполнять задания без ошибок и получать от компьютера высокие баллы.

 

<< Пред. След. >>