Ступени к цифровой школе. 2-3-3

Диагностический модуль

Курс «Основы функциональной грамотности» состоит из двух частей. Первая — это диагностический модуль, который помогает определить, от какой исходной точки начинает движение к цели конкретный ученик. Нам важно добиться от каждого ребенка индивидуального прогресса, поэтому необходимо знать точку отсчета как базу для сравнения. Именно эту цель и преследует диагностика сформированности общеучебных умений, на которую мы отводим первые несколько месяцев учебного года. Диагностический модуль состоит из 21 задания, но общее количество разнообразных элементарных учебных действий, которые в процессе работы приходится совершать ученикам, составляет около трех сотен.

Еще раз повторим: сегодня (а тем более завтра) учение — это процесс восприятия и усвоения мультимедийной информации, представленной в различных форматах: от текста до видео, причем каждый имеет свою специфику и требует определенных навыков для полного и осмысленного «считывания». Если раньше педагоги вели речь о смысловом чтении только применительно к тексту, то теперь можно и нужно говорить об умении воспринимать информацию во всем спектре мультимедиа. Школа должна вовремя сформировать у своих учеников соответствующие навыки и умения, иначе идея самостоятельного учения не сможет воплотиться на практике.

Выполнение заданий тренинга не предполагает механического повторения одних и тех же операций. Различные учебные действия постоянно сменяют друг друга в процессе работы, что делает мышление ребенка более сложным и разноплановым. Тем самым стимулируется способность концентрировать внимание на учебной работе, что впоследствии проявляется не только в работе с компьютером, но и в других, более традиционных занятиях. У ребенка возникает и постепенно развивается способность не просто механически повторять требуемые действия, а задумываться над сложной учебной информацией, анализировать ее содержание, переходя от простейших операций к решению сложных задач. Несколько упрощая, можно сказать, что информационный тренинг замедляет мышление, делает его более глубоким и, соответственно, менее клиповым.

В отличие от обычных школьных заданий, в информационном тренинге проверяется и оценивается не только правильный итоговый ответ, но и все действия, которые выполнялись в ходе решения. Экспертная система цифровой платформы не просто выявляет допущенные ошибки, но и классифицирует их, чтобы установить, какие именно действия вызывают трудности у данного ребенка. Когда все задания диагностического модуля выполнены, автоматически формируется так называемая диагностическая карта, в которой отдельно оцениваются разные умения, проявленные в ходе выполнения заданий. Всего учитываются более десяти показателей. Среди них — способность понимать информацию, представленную в разных форматах: тексте, изображениях, таблицах (и их сочетаниях). Другие показатели характеризуют количество ошибок при выполнении арифметических и логических операций, аккуратность списывания и т.п. Таким образом, оценивается не каждое задание в отдельности, а весь диагностический модуль в целом.

Данные диагностической карты доступны не только школьным педагогам, но и родителям ученика. Чтобы они могли сравнить результаты своего ребенка с его сверстниками, в диагностической карте каждый показатель оценивается на фоне всех школьников, уже прошедших диагностику (на конец 2021–22 учебного года их было более четырех тысяч). Разными цветами в диагностической карте отмечаются те показатели, которые соответствуют возрастной норме, существенно превосходят ее (зеленый цвет) или существенно уступают (красный цвет). От того, сколько в диагностической карте «красных» и «зеленых» позиций, зависит дальнейшая программа информационного тренинга. 

Кроме учебных характеристик, в ходе диагностики фиксируются и подвергаются анализу особенности поведения каждого ученика. Экспертная система помогает разобраться, насколько быстро ребенок утомляется, теряет концентрацию. Хорошо видно, кто торопится с ответом, не давая себе труда сначала проверить решение. Важно обратить внимание на тех, кто не хочет исправлять ошибки, а просто во второй и третий раз повторяет то же решение, которое компьютер уже определил как неправильное. А есть и такие ученики, которые только делают вид, что выполняют задания, а на самом деле нажимают случайные клавиши, чтобы побыстрее завершить занятие. Опыт показывает, что дети младшего школьного возраста поступают так в расчете, что их шалости останутся незамеченными. Если взрослые (учитель или родители) показывают такому ребенку, что в цифровом следе отчетливо видно их нежелание выполнять задание как следует, симуляция учебных действий обычно прекращается. Это еще одно свидетельство в пользу цифровой практики, которая делает учебное поведение прозрачным.

 

<< Пред. След. >>