Ступени к цифровой школе. 2-3-2

Учимся упорно трудиться

Ни для кого не секрет, что многие педагоги исходят из того, что школьники не хотят напрягаться, и считают, что им нужно обеспечить комфортные условия. Лучше всего предоставлять учебную информацию в облегченной форме, поддерживать интерес к учению за счет внешней мотивации: от смешных картинок и мультиков до разнообразных бонусов за выполнение заданий.

Нам такая позиция кажется недальновидной. Если дети не научатся преодолевать трудности, они рискуют вырасти неподготовленными к испытаниям, которые могут им встретиться и в образовании, и в дальнейшей жизни. Мы согласны с американским психологом А. Дакворт, которая утверждает, что залогом успешности в учебе является совокупность качеств, которую она называет словечком «грит» (grit). Первое значение, которое дают словари, — это твердые камушки, гравий. Но в переносном смысле оно означает упорство, настойчивость, умение преодолевать трудности и другие подобные характеристики личности, одинаково важные и для ребенка, и для взрослого.

Мы должны честно признаться, что приобретение базовых навыков и умений, тренировка основ функциональной грамотности — это не развлечение, а упорный труд, рутина учебной деятельности. Многие учителя, знакомясь с практикой информационного тренинга, сомневаются, что внутренней мотивации детей будет достаточно для того, чтобы они серьезно и ответственно относились к своей работе. Они полагают, что идея регулярного упорного труда не может быть принята учениками младших классов, и нельзя рассчитывать, что каждый из них будет охотно выполнять однотипные упражнения, не имея каких-то дополнительных стимулов вроде забавных картинок и мультиков, бонусных очков, конкурсов и рейтингов успешности. Мы часто слышим, что нужно сделать задания более увлекательными, иначе, дескать, детям не будет интересно.

Опыт десятков учителей, которые успешно работают на платформе «Учим учиться» со своими классами, не подтверждает этих опасений. Нам приходилось даже слышать, что одним из главных преимуществ информационного тренинга — по сравнению с другими программами для младшего возраста — является опора не на внешнюю, а на внутреннюю мотивацию детей, то есть на их стремление выполнить задание, даже если с первого раза получается далеко не все. 

Действительно, большинство детей воспринимают компьютерный тренинг как интересное испытание и не отступают, пока не добьются результата. Не проверка пройденного в школе, а именно испытание, требующее не только разных умений, но и характера. Значительная часть учеников именно так относится к тренингу, и эта мотивация обеспечивает им прогресс в результатах. Как ни странно, далеко не все учителя готовы увидеть в своих учениках эту готовность к преодолению трудностей и поддержать их в момент, когда дети нуждаются в совете и помощи взрослого.

Когда мы подводим итоги тренинга, всегда обращаем внимание на то, как вел себя ученик в процессе работы. Нам важны такие характеристики как количество исправленных ошибок, число попыток улучшить свой результат, время, потраченное на выполнение задания. Если ребенок имитирует работу, нажимая случайные клавиши, мы видим в этом, прежде всего, его собственную незаинтересованность в результате. Пока такой ученик не осознает, что он учится не для кого-то, а для себя, и не привыкнет к тому, что учение — это труд, его нельзя научить учиться.

 

<< Пред. След. >>