Ступени к цифровой школе. 2-3-1

Учимся работать с информацией

В первой части уже приводилось принадлежащее А.А. Леонтьеву определение функциональной грамотности, которым мы руководствуемся, разрабатывая задания информационного тренинга. От ученика требуется выполнение нескольких ключевых действий: считывания информации с источника, анализа и сжатия информации (выделение существенного в контексте конкретного задания), преобразования в требуемый формат. Соответственно, задания тренинговой программы отличаются друг от друга по трем параметрам:

формат, в котором задана исходная информация: текст, изображение, таблица;

формат, в котором требуется представить результат: текст, изображение, таблица;

учебное действие: выбрать из предложенных вариантов, раскрасить текст, заполнить пропуски в тексте или ячейки таблицы, положить объект на нужное место и т.д.

Например, если в задании требуется найти на географической карте определенные объекты и выписать их названия, то исходным форматом является изображение (карта), конечным — текст, а требуемым учебным действием является выписывание. 

Предлагая задания информационного тренинга, мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок научился выполнять различные действия с учебной информацией в соответствии с логикой определения Леонтьева. Рассмотрим подробнее звенья этой цепочки.

Читаем

Первый шаг предполагает внимательное считывание исходной информации с источника. Это может быть в буквальном смысле чтение текста, но мы включаем в это понятие и считывание сведений с карты, со схемы, из таблицы, восприятие информации на слух и т.п. Исходная информация может быть статичной или динамически меняться, как это происходит в видеоформате (анимация, кино). В любом случае мы говорим о чтении, понимая этот термин в его расширительном смысле. 

Анализируем

Если первый шаг подразумевает непосредственное восприятие информации, представленной в конкретном источнике, то второе звено цепочки требует соотнесения полученной информации с формулировкой задания — содержанием вопроса, на который нужно ответить. В этот момент (уже после изучения информационного источника или источников) стоит повторно прочитать формулировку вопроса: теперь условие задания может стать более понятным.

«Сжимаем» информацию, выделяем значимое

Сведения, предлагаемые в информационных источниках, почти всегда избыточны. Важно научиться уменьшать объем исходной информации, «сжимать» ее, выделяя только те данные, которые требуются для выполнения задания (и даже конкретного шага). То есть необходимо научиться отбрасывать все несущественное в заданном контексте и работать только с частью исходных данных; это облегчает и ускоряет процесс выполнения задания и способствует уменьшению количества ошибок.

 Преобразуем (в тот формат, который требуется)

Как правило, в задании предлагается дать ответ в какой-то форме, отличной от исходного представления. Например, на основании текста нужно заполнить таблицу. Или на основе изучения сведений, найденных на географической карте, составить текстовое высказывание по шаблону. Эти действия, завершающие алгоритм выполнения задания, могут рассматриваться как расширительное толкование письма (письменной речи), то есть как тренинг создания собственных информационных объектов.

Таким образом образуется цепочка Леонтьева «чтение» — «преобразование» — «письмо», определяющая способность работать с информацией. Эта цепочка в ходе тренинга закрепляется и формирует у детей различные учебно-информационные умения.

 

<< Пред. След. >>