Ступени к цифровой школе. 2-2-5

Результаты второго года

В ходе регулярного выполнения серии несложных заданий у детей в течение учебного года формируется умение следовать инструкциям, а также привычка возвращаться к неверно выполненному заданию, чтобы исправить ошибки, прежде чем идти дальше. Конечно, ребенок может не захотеть выполнять работу над ошибками, но все же в большинстве случаев дети хотя бы предпринимают попытку найти, что было сделано неверно, и добиться правильного решения. Эти результаты тренинга — при всей их, казалось бы, незначительности — становятся стереотипом поведения, надежным фундаментом для достижения учебных результатов на следующих ступенях обучения. Напротив, если ребенок не считает нужным выполнять работу над ошибками и не приучен к ней, это может впоследствии негативно сказаться и в обучении, и в жизни.

Мы постоянно ведем мониторинг учебных действий и, судя по тому, насколько активно второклассники выполняют блоки этого курса, нам удалось добиться баланса и избежать двух противоположных крайностей: задания не слишком просты, поэтому интересны детям; в то же время, они не отпугивают своей чрезмерной сложностью. Ученики спокойно работают (с разной скоростью) и привыкают к точному следованию инструкциям и выполнению рутинных действий, которые вскоре помогут им справляться с более сложными заданиями. Некоторые дети работают настолько азартно, что стремятся выполнить всю программу тренинга буквально за несколько занятий. Мы рекомендуем учителям не поощрять такую активность. Регулярные занятия тренинга должны быть организованы так, чтобы учебная нагрузка была по возможности равномерно распределена во времени. Мы хотим, чтобы ребенок мог демонстрировать стабильность своих результатов в течение всего учебного года. 

В этом возрасте мы начинаем формировать у детей учебно-информационные умения, знакомя их с различными форматами представления информации. В конце учебного года мы предлагаем тем, кто справился с основной программой, небольшой дополнительный блок, цель которого — проверить, готовы ли они к переходу на следующую ступень. Это своеобразная подготовка к программе информационного тренинга, которая будет им предложена в третьем классе. О ней будет подробно рассказано в следующей главе. А сейчас только отметим, что задания, предлагаемые в последнем блоке, проверяют готовность учеников к восприятию информации, представленной в виде инфографики, таблицы и пр. Это уже не только элементарные действия, которые требовались в основных блоках курса «Основы понятийного мышления». В заключительном блоке требуется переход к более сложным мыслительным операциям. Понятно, что к этому вызову ученики оказываются готовы не одновременно. В том, что часть детей развивается медленнее, чем их сверстники, нет ничего страшного. Нужно просто ориентироваться на реальные возможности ребенка, а не «стричь всех под одну гребенку». Поэтому мы хотим дать учителю возможность в конце второго класса провести точечную диагностику, оценить перспективы и возможную динамику развития. Во многих случаях это помогает дать определенные рекомендации родителям, на какие особенности познавательной деятельности ребенка стоит обратить внимание в летние месяцы.

Основы понятийного мышления. Дополнительно: пример задания
Основы понятийного мышления. Дополнительно: пример задания (написание слова по образцу)

 

<< Пред. След. >>