Ступени к цифровой школе. 2-2-4

Тренировка общеучебных умений и ранняя диагностика учебных проблем

Курс «Основы понятийного мышления» выстроен как последовательность заданий, в которых информация предлагается преимущественно не в текстовой, а в визуальной форме. Эти задания не относятся к определенным учебным предметам, они нацелены на развитие познавательных способностей. На экране представлены разные графические символы: буквы, цифры, геометрические фигуры. Их нужно сравнивать между собой по разным признакам (по цвету, размеру и т.д.), находить, что у них общего и чем они отличаются друг от друга. В отличие от тренинга для первого класса, где требовалось только одно действие (ввод букв или слов с помощью клавиатуры), во втором классе уже появляется сочетание различных действий. Всего в курсе больше ста заданий, в каждом из которых детям приходится выполнять в среднем по десять элементарных операций, которые проверяются компьютером. 

Задания разбиты на блоки. Сначала дети учатся группировать представленные на экране объекты (например, отделять круги от треугольников, а красные цифры от синих) и подсчитывать количество элементов в каждой группе. Затем начинается сравнение однотипных объектов: отношения больше/меньше, длиннее/короче и т.д. В следующем блоке задания учат определять взаимное расположение объектов на экране: выше, ниже, левее, правее. Потом дети учатся упорядочивать объекты по тому или иному признаку. Вводится понятие «самый»: самый большой, самый нижний и т.п. Разумеется, мы не даем во втором классе точных формулировок таких понятий, как, например, множество, последовательность, признак, — нам важно не заучивание определений, а умение группировать различные объекты, обращая внимания на различные признаки, фиксировать их положение друг относительно друга.

Вторая часть курса постепенно приучает не просто отвечать на вопросы относительно изображенных объектов, но и формулировать свои собственные высказывания (по образцу). 

Основы понятийного мышления: пример задания (ответ нужно вписать самостоятельно)
Основы понятийного мышления: пример задания (ответ нужно вписать самостоятельно)

 

Здесь оказываются востребованными навыки клавиатурного письма: в заданиях требуется давать ответы в письменной форме. Потом начинаются задания, помогающие систематизировать информацию, представленную в визуальной форме, размещая данные в ячейках простейшей таблицы. На уроках детей этого возраста не приучают работать с табличными формами организации информации, а это очень важное умение, которое помогает разобраться в сложном учебном материале. Оно будет востребовано в разных учебных дисциплинах, поэтому мы считаем важным сразу же, как только дети начинают понимать, что у каждого объекта есть определенные свойства, познакомить с идеей представления этих свойств в строках и колонках таблицы. 

Сами по себе развивающие задания, предлагаемые для тренинга, достаточно традиционны, так как задача развития понятийного мышления всегда рассматривалась педагогикой как одна из важнейших в начальной школе. Однако перенос заданий из рабочей тетради на экран компьютера многое меняет и в учебных действиях ребенка, и в работе учителя. Ученик должен прочитать формулировку задания и другие тексты, представленные на экране, понять, какие именно действия от него требуются, и правильно выполнить их. Как и в других курсах информационного тренинга, каждый работает самостоятельно, в своем темпе, не подстраиваясь под среднюю скорость класса. А главное, — обратную связь ребенок получает не от учителя, а от компьютера, и происходит это немедленно. 

В большинстве заданий курса не требуется сложных действий, поэтому ошибки, если они возникают, чаще всего связаны с невнимательностью при чтении задания или его выполнении. Компьютер не принимает неверные ответы и дает сигнал, призывающий исправить ошибки сразу же, не переходя к следующему заданию. 

Цифровая платформа сохраняет данные обо всех учебных действиях, они автоматически обрабатываются экспертной системой, чтобы выявить повторяющиеся ошибки, свидетельствующие о том, что у данного ученика существуют проблемы с пониманием того или иного типа отношений между объектами. Например, кто-то регулярно путает понятия «справа» и «слева» или не понимает значение слова «самый» в выражениях типа «самый большой». От подобных индивидуальных проблем неадекватного восприятия учебной информации обычно легко избавиться, если вовремя обратить на них внимание. Собственно говоря, именно ради этого мы и предлагаем практику тренинга в младших классах. Цифровой след виден учителю и родителям, он помогает взрослым разобраться, что именно ребенок понимает неправильно, и оказать ему необходимую помощь. К тому же процедура тренинга позволяет и самому ученику разобраться, в каких действиях он допускает ошибки, и избавиться от них при повторном выполнении заданий.

 

<< Пред. След. >>