Ступени к цифровой школе. 2-2-3

От конкретного к абстрактному: «не моя собака, а просто собака»

Еще одним барьером, который возникает перед ребенком младшего школьного возраста, когда он начинает выполнять учебные задания, является необходимость оперировать с абстрактными понятиями. В дошкольном возрасте восприятие мира конкретно, оно связано с личностью самого ребенка, окружающими его предметами, людьми и животными. Когда речь в задании идет, предположим, о собаке, в его сознании возникает образ конкретного животного — «моей собаки». Про нее ребенок все понимает, но в учебном задании фигурирует не «моя собака», а просто собака, не знакомая и лишенная каких-то определенных характеристик. Часто она бывает условно изображена на картинке, и вопрос, на который нужно ответить ученику, относится именно к этой картинке, то есть к абстрактному объекту, а не к реальной «моей собаке».

Первые навыки абстрактного мышления формируются в начальной школе и становятся основой дальнейшего обучения. Не привыкнув к абстрактным понятиям, нельзя оперировать с числами, графическими символами, условными обозначениями. Развитию абстрактного мышления способствует работа с визуальной информацией — картинками, где объекты, о которых идет речь, изображены с большой долей условности. 

Основы понятийного мышления: пример задания ответ нужно выбрать из предлагаемых вариантов)
Основы понятийного мышления: пример задания ответ нужно выбрать из предлагаемых вариантов)

 

Как ни странно, для некоторых детей переход от конкретных объектов к абстрактным затрудняется широким распространением цифровых фотографий. Снимок, сделанный самим ребенком, очень конкретен. Он сделан здесь и сейчас. В результате на слайде, который ребенок создает в качестве учебного задания, появляется именно «моя собака», а не какое-то животное, нарисованное неизвестным художником для библиотеки графических объектов. Это ставшее привычным действие — зафиксировать с помощью цифрового устройства мир вокруг себя — развивает творческие способности и другие полезные качества, но оно же приучает мыслить конкретными обстоятельствами и тормозит переход к иному стилю мышления. Поэтому в возрасте, когда у детей постепенно формируется способность оперировать абстракциями, нужно поддерживать этот процесс выполнением специальных развивающих заданий. Эти задания мы объединили в курс, который называется «Основы понятийного мышления». Его логика основана на постепенном знакомстве с различными объектами, представленными в заданиях в виде условных изображений. В каждом блоке заданий требуется установить отношения между объектами, отражающими их сходства и различия, взаимное расположение, сравнение по цвету, форме, размеру и другим параметрам. 

Все эти задания имеют достаточно простые и четкие формулировки, чтобы ученики могли научиться понимать инструкции и следовать им. В то же время требуемые действия носят очень формальный характер, чтобы учитель мог уловить, в чем природа ошибок, которые допускает конкретный ученик, и как помочь ему в осво­ении абстрактных понятий и отношений между объектами.

 

<< Пред. След. >>