Учимся понимать
В первом классе мы стараемся научить всех учеников владеть компьютером как инструментом самооценки при выполнении элементарных учебных действий. Теперь им предстоит сделать следующий шаг и научиться выполнять уже не отдельные действия, а задания, в каждом из которых подобные элементарные действия выстраиваются в смысловые цепочки: поначалу простые, а потом все более сложные.
Выполнение всякого задания начинается с изучения условия. В учебнике, задачнике, сборнике упражнений составитель формулирует описание того, что нужно сделать. Младшие школьники, которые пока не привыкли к учебной рутине, далеко не всегда способны разобраться в задании и понять, какие действия от них требуются. А если ученик не понял (или неправильно понял) условие, трудно ожидать, что он успешно выполнит задание.
Итак, первое, на что надо обратить внимание, — это само условие задания. Некоторые второклассники пока читают с трудом: тратят много времени на каждую фразу, теряют концентрацию. Тем, кто проходил программу тренинга в первом классе, будет легче: они в какой-то степени уже приучены внимательно читать с экрана. Но теперь сложность заключается в том, что дети младшего школьного возраста еще не привыкли иметь дело с «инструктивными» текстами. И условие задания им далеко не всегда удается понять с первого раза, особенно если оно предполагает необходимость выполнить не одно, а несколько различных действий. Казалось бы, такой проблемы не должно быть у тех детей, которые охотно и свободно читают. Но и они не привыкли вчитываться в текст, потому что следят, главным образом, за увлекательным сюжетом и диалогами между героями. А на занятиях информационного тренинга надо вдумываться в суть каждой фразы, как того требуют инструкции. Поэтому уже на подступах к выполнению задания у многих появляются трудно преодолимые препятствия.
Как быть в подобной ситуации? Ответ очевиден: тренировать соответствующие навыки. В первую очередь — способность правильно понять условие задания. А как можно проверить, что ребенок правильно понял, что от него требуется? Очень просто — проанализировать каждое его действие и найти, в какой момент он отклонился от правильного пути (если это произошло).
Из всего, что было сказано в предыдущих главах, понятно, что именно на такой результат нацелена методика информационного тренинга. Цифровой след позволяет взрослым выявить причины учебных трудностей у каждого конкретного ученика. Нужно только подобрать подходящие задания, которые приучат внимательно читать и понимать «инструктивные» тексты. Сначала эти тексты (и подразумеваемые учебные действия) должны быть совсем простыми, а потом — постепенно усложняться.
Составляя учебные задания для младших школьников, педагоги обязаны учитывать особенности возрастного восприятия даже привычных для взрослых понятий. Например, слово «пополам» предполагает, что нужно что-то, о чем говорится в условии, поделить на две равные части. «Через четверть часа» означает через 15 минут, «наибольший» — это самый большой. Все это совершенно очевидно для любого взрослого, но не всегда понятно детям. Психологически очень трудно поверить, что дети могут не понять язык, на котором взрослые привыкли говорить между собой.
Наш опыт показывает, что даже в третьем классе многие школьники не могут справиться с заданием, где в условии сказано: «в группе из 10 человек поровну мальчиков и девочек». Когда детям приходится отвечать на вопрос, сколько в группе мальчиков, многие отвечают: «Десять».
Кто-то должен помочь младшим школьникам в освоении нового для них языка учебных инструкций. Иногда понимание «взрослых понятий» приходит благодаря общению в семье, активному чтению, другим коммуникациям. Но этим могут похвастаться далеко не все ученики младших классов. Поэтому на первых порах важно следить за тем, насколько адекватно воспринимает ребенок те инструкции, которые содержатся в условии задания или в пояснении учителя.
<< Пред. | След. >> |