Ступени к цифровой школе. 2-2-1

Учимся выполнять задания

Пока первоклассники привыкают к школе, педагоги считают разумным оберегать их от негативных впечатлений. Как бы ребенок ни выполнил предложенное ему задание, его следует поощрять, а не ругать за допущенные ошибки. В первом классе не принято даже выставлять отметки, чтобы не расстраивать малышей и их родителей. Лишь когда дети станут старше и привыкнут к школьной жизни, им придется столкнуться с оценкой собственного труда. А эта оценка может показаться ученику «неправильной», не соответствующей приложенным усилиям, несправедливой. Учитель, который раньше хвалил, теперь почему-то не всем ставит высокие отметки. Детям бывает трудно понять, почему отношение к ним изменилось, они часто переносят это испытание болезненно, не знают, как теперь добиваться похвалы взрослых.

А для учителей на самом деле эта перемена естественна: они понимают, что комфортные условия, которые были искусственно созданы для детей в начальный период обучения, рано или поздно должны закончиться. Тогда наступают учебные будни, и на первый план выходит оценка труда каждого ученика. Появляются домашние задания, проверку которых многие учителя рассматривают как один из основных инструментов контроля. Причем, и это надо признать, в начальной школе бывает так, что оценка учебной успешности надолго «прилипает» к ребенку. Если по какой-то причине на первых порах многое не получается, учитель может в своем сознании поставить мальчику или девочке «черную метку», которая будет сопровождать ученика и в дальнейшем. А вот «благополучным» детям часто прощают те прегрешения, за которые наказывают их менее успешных товарищей по учебе. Особенно это касается таких проявлений, как небрежность, неаккуратность, нежелание выполнять рутинную учебную работу.

Момент, когда за учебные действия начинают выставлять отметки, очень важен для психологического состояния ребенка, во многом определяет его дальнейшую успешность в школе. Поэтому будет уместно попытаться найти ответы на такие важные вопросы: «Умеют ли ученики выполнять учебные задания? В состоянии ли они без помощи учителя понять, что требуется сделать и как?», «Не растеряется ли ребенок, если задания выполняются не в классе, а дома?». К сожалению, взрослые часто считают, что детям не требуется специальной подготовки, чтобы научиться выполнять необходимые учебные действия. Главная проблема, по их мнению, — это недостаток желания и свободного времени, а вовсе не дефицит каких-то особых умений. На самом деле все одновременно и сложнее, и проще. Сложнее — потому что все эти причины работают в комплексе и порождают у многих детей нежелание учиться, тратить время и силы на необходимую учебную работу (которая все равно не получается так, как требует учитель). А проще — потому что в основе большинства учебных проблем лежит как раз неумение выполнять сколько-нибудь сложные задания, не сводящиеся к одному простейшему действию. Если бы этому научили, сразу бы повысилась мотивация, а с ней — и результаты. А что касается времени, то само понятие «успеваемость» как раз и происходит от слова «успевать». Тот, кто умеет учиться, и есть «успевающий ученик» во всех смыслах этого слова.

 

<< Пред. След. >>