Ступени к цифровой школе. 2-1-3

Учимся набирать буквы, слова и предложения

По нашему опыту, значительная часть первоклассников (да и других младших школьников) свободно обращается с контактным экраном смартфона, но не имеет навыков работы с компьютерной клавиатурой. Первая задача тренинга — запомнить расположение клавиш и научиться печатать двумя руками. При этом мы не считаем обязательным результатом тренинга освоение слепой десятипальцевой печати всеми детьми. Наш опыт работы с первоклассниками показывает, что такой высокой квалификации достигает примерно треть детей (главным образом, девочки). Еще примерно треть после выполнения заданий тренинга печатает, немного подглядывая на клавиатуру, но использует при этом все десять пальцев, а остальные пока не могут действовать технически безупречно. Однако для нас самое главное, чтобы все дети научились свободно набирать слова и предложения, то есть уверенно использовать компьютерную клавиатуру как инструмент для письма.

Первые задания нацелены на то, чтобы дать представление, где находится та или иная клавиша и какими пальцами удобнее их нажимать. Для этого на экране представляется образ клавиатуры: клавиши с теми буквами, которые предстоит набирать, подсвечиваются. Последовательность освоения клавиатуры приближена к тому порядку, в котором буквы изучаются на уроках русского языка. Начинаем с заданий, где присутствуют две первые буквы: «А» и «О». Их следует нажимать указательными пальцами левой и правой руки соответственно, повторяя движения на компьютерной клавиатуре. Потом следует серия упражнений, в которых постепенно вводятся следующие буквы алфавита, и дети учатся находить их на клавиатуре. 

Клавиатурное письмо: пример задания (повторяем движения пальцев на клавиатуре)
Клавиатурное письмо: пример задания (повторяем движения пальцев на клавиатуре)

 

Поначалу ученики часто ошибаются и нажимают не те клавиши, которые нужно. Необходимо закрепить в сознании ребенка логическую цепочку собственных действий: написал, прочитал, сравнил то, что получилось, с тем, что хотелось написать. Если есть расхождение — исправил то, что написано неверно. Когда ребенок только начинает осваивать клавиатуру, такая цепочка еще не выстроена. Поэтому программа, контролирующая его действия, подает сигнал: нужно сделать остановку и проверить написанное. 

В простейших заданиях, с которых начинается тренинг, требуется набрать определенное слово. Если нажата не та клавиша, программа не разрешает набирать слово дальше. Приходится остановиться, посмотреть на экран, убедиться, что буква действительно не та, и выбрать на клавиатуре нужную. Дальше можно двигаться только тогда, когда правильная буква будет напечатана и принята компьютером. Таким образом у ребенка формируется первичный навык проверки написанного. 

По мере прохождения тренинга поведение программы меняется. Начиная с определенного момента, она уже «принимает» неверную букву в процессе написания слова. А сигнал о допущенной ошибке возникает только тогда, когда слово набрано полностью. Теперь ребенку приходится проверять не одну букву, а слово целиком. В сознании образ набранного слова сравнивается с правильным, навык проверки постепенно усложняется и закрепляется. 

Клавиатурное письмо: пример задания (собираем слово из слогов)
Клавиатурное письмо: пример задания (собираем слово из слогов)

 

Неграмотность письма часто связана с отсутствием привычки прочитать то, что сам только что написал. Тренируя навыки цифрового письма, мы одновременно развиваем у детей умение следить за результатом, проверять, та ли буква появилась на экране, и при необходимости исправлять опечатку. Все учителя (и не только в начальной школе) единодушны относительно того, насколько важна для каждого ученика работа над ошибками. Внимательное чтение становится неотъемлемой составляющей письменной речи, какими бы технологиями письма ни пользовался ученик. 

 

<< Пред. След. >>