Ступени к цифровой школе. 2-1-4

Учимся экранному чтению

Когда ребенок перестает испытывать трудности с поиском нужных клавиш, уверенно набирает слова и словосочетания, можно переходить к решению следующей образовательной задачи. Новое умение, непосредственно связанное с предыдущим, — прочитать написанное. В ходе освоения клавиатуры формируется не только техника письма — упрощается и чтение, что не менее важно в первом классе. Гораздо легче становится читать написанное им самим (по сравнению с начальным периодом освоения техники рукописного письма). А когда легко прочесть то, что написал, то легче и обнаружить собственные ошибки, которые допустил, списывая с образца слово, словосочетание или даже короткое предложение, и исправить их. Мы видим, что навыки письма и чтения формируются в ходе тренинга в неразрывной связи как две ключевые составляющих грамотности. 

Письменная речь — умение сложить слово из букв, а фразу — из слов. Каждый, кто учится письму, должен уметь прочитать, что у него получилось в результате этого конструирования. Но обычная педагогическая практика (в отличие от педагогической теории) не требует, чтобы ребенок сам проверял написанное. Это за него делают взрослые. Если находят ошибку, показывают ученику и просят исправить. А искать ее самостоятельно ребенка, как правило, не учат. В начальный период обучения на уроках чтения в школе детям приходится читать чужие тексты, а не свои. А чужие тексты — считает школа — никогда не содержат ошибок. Их не нужно проверять, их уже проверили взрослые, которые напечатали учебники и другие книги. Поэтому задача критически оценить текст с точки зрения грамотности на уроках чтения не ставится. 

Педагогическая традиция отвергает такие задания, в которых ребенок мог бы столкнуться с ошибками, сознательно допущенными в тексте. Считается, что, увидев неверно написанное слово, ученик может его запомнить и затем повторять в искаженном виде. Мы не согласны с таким подходом: ребенка не нужно оберегать от мысли, что в тексте, который он читает, могут быть опечатки или даже грамматические ошибки. Иначе у него не формируется навык внимательного чтения, привычка проверять правильность написания. В результате ребенок смотрит на заведомо неверно написанное слово (например, «ялбоко») и не видит, что буквы переставлены. Его просто не научили внимательно относиться к написанному. 

Чем это чревато? Есть несколько аспектов. Ограничимся тремя.

Во-первых, психологический. Существуют несколько механизмов запоминания. Есть «память руки»: «не помню, как пишется, пока сам не напишу». Тот, кто много пишет, делает меньше ошибок просто в силу автоматизма действия и подсознательного самоконтроля. Кроме того, чрезвычайно важен визуальный образ слова. Мы часто замечаем, что слово «выглядит как-то не так», гораздо раньше, чем можем осознать, в каком месте допущена ошибка. Люди, воспринимающие страницу текста как «картинку», а не как набор букв, гораздо быстрее читают, лучше схватывают суть написанного. Этому стоит научиться, и первое задание — внимательно прочитать то, что сам только что написал.

Во-вторых, педагогический. Ребенок, который не проверяет собственное учебное действие (например, написанный текст), не способен к самооценке. Он всегда зависим от оценки взрослых. Прежде всего, от учителя, который оценивает его работу. И не просто оценивает, он подчеркивает ошибки, а чаще всего еще и указывает, как следует их исправить. Ребенок в этой педагогической модели пассивен, у него не возникает интереса к своей учебной работе, стремления выполнить ее как можно лучше. Его можно многому научить, но у него не формируется способность к сознательному учению и самостоятельному развитию, которые базируются, прежде всего, на внутренней мотивации и самооценке. 

В-третьих, технологический. В мире, где нам предстоит жить, действуют очень жесткие правила. Если неправильно ввести название улицы в навигатор, возможно, не удастся построить маршрут. Если перепутать порядок символов в пароле, информационная система не позволит войти в личный кабинет. В мире, где общаются люди, еще можно рассчитывать, что не исправленные автором ошибки письма не будут иметь неприятных последствий, но в коммуникациях с цифровыми устройствами любые опечатки могут оказаться фатальными. Каждая буква или цифра должна быть проверена во избежание «цифровых недоразумений». К этому лучше приучать с детства...

 

<< Пред. След. >>