Ступени к цифровой школе. 2-1-2

Не обучение машинописи, а тренировка письменной речи

Многие педагоги рассматривают знакомство с клавиатурой только в технологическом аспекте, для них клавиатурное письмо — это, скорее, предмет информатики (в тех школах, где этот предмет преподают в младших классах). Мы же считаем, что клавиатурное письмо может стать основой письменной речи, то есть важной составляющей курса изучения русского языка1. Поэтому наша тренинговая программа построена совсем не так, как разнообразные клавиатурные тренажеры. Их авторы полагают, что наилучший способ научить школьников клавиатурному письму — использовать одну из методик, разработанных для обучения машинописи. На самом деле сходство здесь чисто внешнее — это принципиально разные образовательные задачи.

«Слепой» метод набора (на пишущих машинках) был разработан более 100 лет назад, в первую очередь, для быстрого перевода текста (рукописного, чернового печатного или произносимого) в печатную форму. За редким исключением это был чужой текст, который машинистка должна была максимально быстро и точно перенести на бумагу. Быстрота и точность работы пальцев тем выше, чем меньше информации обрабатывает мозг: машинистке противопоказано задумываться о смысле набираемого текста, иначе ее движения замедлятся.

Педагогическая задача освоения клавиатурного письма принципиально иная. Мы должны уже в начальной школе научить учеников основам письменной речи: писать свои тексты, перечитывать их, править написанное, добиваясь нужного результата — способности грамотно излагать свои мысли в письменной форме. Именно поэтому клавиатурные тренажеры, построенные по методике обучения взрослых машинисток, в основе которой лежит лишь четкое следование образцу, а критерием успешности является скорость и ритмичность печати, не подходят для школьных занятий.

Письменная коммуникация занимает важное место в современной жизни: трудно или даже невозможно заставить подростка отказаться от цифрового письма. Взрослые должны помочь школьникам сделать письменную речь свободной и грамотной. Конечно, на начальных этапах изучения языка необходимо выполнение определенного набора технических упражнений (например, контрольное переписывание по образцу или диктант). А потом, в старших классах, потребуется много писать: сочинения, доклады, рефераты. Чем быстрее ученик научится создавать собственные (пусть и короткие) тексты, тем более высокими могут оказаться его успехи в изучении школьных курсов. Поэтому мы предлагаем программу, которая формирует основу свободной письменной речи: сочетание письма, чтения, образного мышления. 

Чем больше ребенок пишет на этом этапе своего развития, тем грамотнее он становится, потому что в ходе тренировки образы слов закрепляются в памяти. Мозг начинает быстрее распознавать слова в процессе чтения. Включается также подсознательный механизм контроля правописания, который сигнализирует о наличии ошибок. Многие авторы электронных пособий по русскому языку недооценивают значимость тренировки навыков письма для формирования грамотности. Переводя задания в цифровую форму, они сознательно упрощают действия, которые должен совершить ученик. Раньше требовалось целиком переписывать упражнение в тетрадь, а теперь все можно делать гораздо быстрее: просто вставить пропущенные буквы в готовый электронный текст, и задание выполнено. Время на выполнение экономится, результат автоматически проверяется, но есть и существенный минус: ребенок не тренирует навыки письма и внимательного прочтения написанного. Его внимание не направлено на правильное написание слов, он должен просто выбрать, какую букву вставить, или поставить «галочку» в нужном окошке. При этом целостный образ написанного слова не формируется, «память руки» не закрепляет навык грамотного письма.

1 Речь, конечно, идет об использовании «большой» клавиатуры компьютера, ноутбука или планшета, а не о печатании одним пальцем на панели смартфона.

 

<< Пред. След. >>