Ступени к цифровой школе. 1-2-4

Задания для информационного тренинга

Итак, мы исходим из того, что начальной школе требуется практика, которая поможет сформировать у каждого ученика основы функциональной грамотности. Чтобы появился такой педагогический инструментарий, пришлось научиться создавать учебные задания не по предметному содержанию. Информационная основа тренинга не должна быть напрямую привязана к разделам учебных программ по различным дисциплинам. Потребовались комплексы упражнений принципиально иного типа, формирующие и закрепляющие умение самостоятельно работать с учебной информацией. 

Для многих разработчиков учебных курсов задания, предлагаемые в электронной форме, — это тесты, которые нужны для проверки усвоения материала школьной программы, уже пройденного на уроках. Учителя представляют, как контролировать знания, а нам требуется оценивать умения. Проверяется не память школьника, не накопленный им багаж сведений по тому или иному разделу программы, а способность справиться с заданием здесь и сейчас. К такому подходу не привыкли не только ученики, но и учителя.

Каждое задание информационного тренинга строится по описанной выше схеме Леонтьева: чтение условия, ознакомление с доступной прямо на экране задания информацией и ее анализ, запись ответа в требуемом формате. Вся исходная (и часто новая, незнакомая) информация, необходимая для решения, доступна для изучения прямо на экране. Важно суметь понять суть задания, выделить те сведения, которые значимы в данном контексте, и построить правильный ход рассуждений. 

Чтобы умения стали устойчивыми, нужна упорная работа — многократное выполнение однотипных действий. Вместе с тем эти операции не должны повторяться в точности одинаково, так как механическим повторением можно сформировать только простейшие навыки. Мы стараемся добиться баланса между однотипностью действий и разнообразием конкретных заданий, отличающихся друг от друга формулировкой вопроса, формой предъявления исходной информации, числовыми данными, форматом представления ответа и т.д. Даже в каждом отдельном задании элементарные операции разного типа должны чередоваться, чтобы избежать монотонности действий, характерных для многих школьных упражнений, и стимулировать работу мозга за счет переключения между требуемыми активностями. Мы ведь стремимся, чтобы дети приучались к заданиям, «где нужно соображать». Этому трудно научить, но можно научиться в ходе регулярных тренировок. Подробнее об этом будет рассказано во второй части этой книжки.

Еще раз хотим подчеркнуть, что информационный тренинг нацелен не на контроль знаний, а на развитие умений. Задания носят не проверочный, а формирующий характер. Цель — не выставление оценки, а создание условий для индивидуального прогресса. Дети могут не волноваться: им не придется вспоминать то, что было когда-то пройдено, а потом прочно забыто, беспокоиться, что в ходе тренинга проявятся недостатки учебной подготовки. Более того, предоставляя полную информацию внутри задания, мы получаем возможность проверить, смогут ли ученики самостоятельно разбираться в материале, с которым они встречаются впервые. Не секрет, что многие обладают уровнем развития и кругозором, дающим возможность понимать и выполнять гораздо больше, чем «положено» по учебным планам. А школа, оценивая только знания по программе, создает искаженные образы детей, не учитывая их способности к самостоятельному учению.

 

<< Пред. След. >>