Ступени к цифровой школе. 1-2-3

Учебно-информационные умения

Этот термин известен далеко не каждому педагогу-практику, потому что умение работать с источниками учебной информации не относится (почему-то) к важнейшим результатам обучения. Может быть, как раз поэтому многие дети и подростки не способны учиться самостоятельно и нуждаются в постоянной опеке и контроле взрослых. Ведь, каким бы ни было содержание учебного предмета, обучающийся всегда имеет дело с информацией, предлагаемой ему для усвоения и дальнейшей деятельности. Важно не просто прочитать, а понять смысл прочитанного, выделить главное. Не каждому это понимание дается легко, нужны специальные занятия.

Во многих школах детей стараются научить так называемому смысловому чтению, чтобы восприятие текста не было бездумным скольжением «по поверхности», а давало бы понимание содержания, заложенного автором. По этим методикам работают, главным образом, педагоги-словесники, которые в большинстве случаев предлагают ученикам для анализа художественные произведения. Это очень полезная практика, но не менее важно научиться понимать учебные и научно-популярные тексты, относящиеся к различным предметным областям. А для этого требуются усилия не только учителей литературы, но и других педагогов. 

Итак, комплекс учебно-информационных умений — это способность понимать информацию в различных форматах. Например, ученикам нужно уметь разбираться в разнообразном иллюстративном материале: понимать инфографику, считывать данные с графиков, диаграмм, таблиц. А еще воспринимать информацию на слух, успевать следить за динамическими видеорядами — мультипликацией, анимированной графикой, видео, которые в наши дни широко используются в цифровых учебных пособиях: электронных учебниках, образовательных и просветительских ресурсах Интернета, компьютерных моделях. Пока все перечисленные умения у школьников не появятся, учителя не смогут в полной мере использовать ни достижения современной педагогики, ни возможности цифровых технологий. 

Учебно-информационные умения в совокупности и создают основу для развития функциональной грамотности в ходе обучения. Формируются они только через активную практику — в процессе самостоятельной работы с различными типами информационных источников. Наша методика информационного тренинга представляет тренировку учебных действий с информацией, представленной в различных цифровых форматах. Через выполнение специально разработанных заданий развивающего типа мы учим извлекать необходимые сведения из источника, анализировать, отбирать необходимое, трансформировать, использовать… И, конечно, в ходе тренинга каждый ученик начинает воспринимать компьютер как полезный инструмент и использовать его в учебной деятельности. 

Любая практика обучения предполагает, что учебные действия сопровождаются контролем результатов. Самый главный вопрос, возникающий у тех, кто составляет задания для информационного тренинга, — как можно проверять не конкретные знания, а умения? Ответ, как ни странно, оказывается несложным: задания не должны быть рассчитаны на предварительное знакомство с каким-то учебным разделом, важна способность ученика самостоятельно справиться с заданием. Все сведения, необходимые для решения, заключены в самом условии. Ученику не приходится вспоминать, что он когда-то проходил на уроках, — нужно просто понять, что требуется сделать, и разобраться в той мультимедийной информации, которая представлена на экране задания. 

Оценивая действия ребенка, необходимо проверять все три звена цепочки, которые перечислены в определении Леонтьева. Понимание прочитанного — это, прежде всего, умение внимательно отнестись к формулировке задания (в частности, дочитать ее до конца). Компрессия, то есть сжатие доступной, зачастую избыточной информации, — это умение выбрать из текста, иллюстрации, таблицы и т.д. именно те сведения, которые важны в контексте выполняемого задания. Трансформация — это умение перевести результат выполняемых действий в требуемый формат.

Подведем итог. Мы разработали методику информационного тренинга с учетом нескольких ключевых требований. Во-первых, практика должна быть активной, потому что основой функциональной грамотности являются не знания, а умения, которые формируются лишь в ходе регулярно повторяемых учебных действий. И эти действия каждый ученик должен совершать самостоятельно (хотя и под наблюдением учителя). Во-вторых, эта практика должна быть цифровой: в заданиях используется учебная информация, представленная в различных электронных форматах. Есть и третье важное требование: необходима обратная связь, которая позволит ученику сразу увидеть результат собственных действий и — при наличии ошибок — найти и исправить их; а взрослым даст возможность осуществлять мониторинг учебного процесса, контролировать прогресс каждого ученика, а при необходимости вносить коррективы в ход обучения.

 

<< Пред. След. >>