Ступени к цифровой школе. 1-2-2

Современные представления о грамотности

Традиционно считается, что начальная школа, прежде всего, должна сформировать у детей грамотность, то есть научить читать, писать, считать… Но само понятие «грамотность» в современном мире уже не имеет такой однозначной трактовки. Теперь вместе с этим существительным все чаще используются различные прилагательные: читательская, математическая, естественнонаучная, даже финансовая… А есть еще компьютерная, без которой в современных условиях не обойтись… 

Все эти составляющие сегодня принято объединять в общее понятие — функциональная грамотность. Эта характеристика признается важнейшим критерием в оценке качества образования, поэтому школа должна уделить ей особое внимание. Такова сейчас государственная образовательная политика. Она распространяется и на начальную школу в полном согласии с нашим тезисом (высказанным в предыдущем разделе), что в младших классах должен быть заложен базис для дальнейшего обучения. Формирование основ функциональной грамотности требуется и от учителей младших классов. Мы хотим помочь начальной школе решить поставленную перед ней задачу. Ситуация сложная, потому что для этого школе требуются готовые методики и инструменты для оценивания, которыми она на текущий момент не располагает. 

Сформировать у детей основы функциональной грамотности действительно очень важно. К сожалению, трактовка этого понятия все время уточняется, а иногда даже довольно существенно изменяется. Педагоги основной школы не имеют ясных указаний «сверху», каким составляющим функциональной грамотности (естественнонаучной, финансовой и т.п.) будет отдан приоритет. Но если говорить не о старшеклассниках, а о более ранней ступени обучения, то начинать надо с простых и понятных действий, соответствующих возрастным возможностям детей. 

Мы основываем свою методику на определении, данном выдающимся российским педагогом и лингвистом А.А. Леонтьевым, который рассматривал функциональную грамотность в контексте изучения родного языка. По Леонтьеву, функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо)1. Это определение появилось до начала нынешней цифровой эры, а сегодня, когда востребованы умения использовать различные электронные устройства (в том числе, в учебных целях), оно приобретает новые оттенки. 

В современных реалиях функциональная грамотность, так же, как и грамотность традиционная, основывается также на чтении и письме, но понимаемых расширительно, с учетом новых инструментальных возможностей. Сегодня разнообразные учебные действия нужно уметь выполнять с помощью компьютера, а исходная информация может содержаться не только в тексте, иллюстрациях, таблицах, диаграммах и других форматах (как в бумажных учебниках), но еще в аудио- или видеозаписи. Точно так же и для представления ответа могут потребоваться различные действия: выбрать из нескольких вариантов, что-то написать, выделить слова цветным маркером, разместить объекты на рисунке, вписать данные в таблицу и т.д. Все эти умения не появляются у детей сами собой, этому нужно научиться.

В системе образования грамотность часто оценивается слишком формально. Например, о том, что дети научились читать, судят, главным образом, по количеству слов, произнесенных за определенное время. Но ведь важнее осмыслить прочитанное, а не быстро воспроизвести текст (вслух). Без понимания учебного материала просто невозможно чему-нибудь научиться…

Когда ученик переходит в основную школу, он уже в пятом–шестом классах сталкивается с широким спектром учебных материалов, представляющих различные области знания. Так, чтобы заниматься географией, нужно уметь «читать карту», понимать математическую природу географических координат. Изучать историю невозможно без представлений о хронологии, временной последовательности событий, их причинах и следствиях. На уроках алгебры школьнику придется оперировать формулами и строить графики, на занятиях по геометрии — разбираться в чертежах. Образно говоря, обучение идет на «предметных языках», плохо знакомых и пока непривычных недавним ученикам начальной школы. Учителя тратят время, силы, нервы, а школьники теряют мотивацию… А корень проблемы — в том, что учеников никто не научил работать с теми форматами представления информации, которые приняты в той или иной области знания. Цель информационного тренинга и заключается в том, чтобы восполнить этот дефицит школьной подготовки.

1 А.А. Леонтьев «Педагогика здравого смысла», 1999 г. Цит. по https://vsepravilno.com/blogs/default/view/?id=46&alias=

 

<< Пред. След. >>