Ступени к цифровой школе. 1-2-1

В фокусе внимания — ученик

Учиться надо уметь, иначе школьные занятия не будут приносить ни радости, ни пользы. И начальная школа должна помочь эти умения обрести. Но сегодня в младших классах нет такого предмета, где бы детей обучали «учебе как таковой».1 

Умение учиться — это не только способность выучить то, что задано, и соблюдать школьную дисциплину. Ребенок должен ощущать обстановку, в которой он оказывается в классе, как комфортную для собственной учебной работы. Уметь управлять своим учением: концентрировать внимание на выполняемом задании, делать паузу, когда почувствовал утомление… Обязательно проверять свою работу, прежде чем представить ее на проверку. Если ошибся, — не паниковать. Спокойно все проверить и исправить то, что было сделано неверно. Или вместо этого переделать все снова и добиться высокой оценки. Тогда выполнение заданий станет привычной рутиной: ни проверочная, ни контрольная работа не будут пугать, вызывая стресс и панику. Если вовремя научиться действовать по этим правилам, учебных проблем не возникнет и в дальнейшем.

Повторим еще раз: успешность в начальной школе важна не только сама по себе. Каждая следующая ступень строится на фундаменте, заложенном на предыдущем этапе. И если этот фундамент должным образом не укреплен, то дальнейшее обучение может и не дать желаемого результата. Усвоение любых учебных курсов будет связано со значительными издержками для всех: самих учащихся, их родителей, педагогов, школьных администраторов. Поэтому все мы должны быть заинтересованы, чтобы еще на ступени начального обучения школьники получили прочную основу для успешной учебы. 

Чтобы помочь конкретному школьнику, взрослым нужно сначала о нем многое узнать. Прежде всего, разобраться в его учебном поведении: как он действует, выполняя задания. Умеет ли внимательно читать условие, может ли выделить ту информацию, которая необходима для решения, из общего объема предлагаемых сведений, способен ли представить ответ в требуемой форме? Как он ведет себя, если оказывается, что его решение содержит ошибки? Достаточно ли у него мотивации, усидчивости, упорства, терпения, чтобы самому эти ошибки обнаружить и исправить?

Обычные школьные задания, как правило, нацелены на проверку итогового результата: правильно/неправильно. А оценивать учебные действия ребенка надо по-другому. Мы исходим из того, что выполнение любого задания — это последовательность взаимосвязанных действий, каждое из которых является необходимым шагом алгоритма решения, влияющим на конечный результат. В заданиях информационного тренинга мы сознательно дробим ход выполнения задания на отдельные операции и контролируем правильность выполнения каждой из них. Если в итоге ответ оказался не тем, который ожидался, мы способны определить, в каком именно действии ученик ошибся. 

Отдельная ошибка может оказаться случайной, но часто мы замечаем, что ученик одинаково ошибается при выполнении аналогичных действий в разных заданиях. Повторяющиеся ошибки в однотипных операциях связаны не с плохим знанием конкретного учебного материала, они возникают при отсутствии определенных навыков и умений. Запись действий ребенка — цифровой след, фиксируемый платформой в полном объеме, показывает нам, в каких именно элементарных учебных действиях ошибки допускаются регулярно. Для учителя (и родителей) выявленная закономерность может стать важным сигналом, позволяющим лучше понять природу учебных трудностей конкретного ученика.

 

1http://vz.ru/club/2014/11/12/714563.html

 

<< Пред. След. >>