Ступени к цифровой школе. 1-1-5

А при чем тут компьютер?

Теперь постараемся объяснить, какое место в нашей методике занимает компьютер, который дети с первого класса учатся использовать не для пассивного потребления информации, развлечения или общения, а для учебных целей. Почему мы строим — ступень за ступенью — лестницу именно к цифровой школе? Тут есть несколько ответов, и каждый из них, на наш взгляд, заслуживает внимания. 

Во-первых, компьютер — это инструмент деятельности 

Главное, конечно, — это необходимость готовить новое поколение к жизни в цифровом обществе. Чтобы оценить перспективы использования компьютерных навыков, родителям достаточно обратить внимание на возможности ранней профессионализации, которые теперь (благодаря цифровизации) становятся доступными для подростков еще в школе: программирование, графический дизайн, моделирование, робототехника, мультимедиа-монтаж и верстка, обработка данных. Все это интеллектуальные виды деятельности, интересные и в творческом плане, и как фундамент для построения профессиональной карьеры. Компьютер может стать важнейшим инструментом учебной, проектной, творческой, исследовательской деятельности каждого школьника.

Но дело не только в будущей профессии. В современном обществе все мы становимся более зависимыми от компьютерных технологий не только в своей профессиональной сфере, но и в социальном поведении. Чтобы не отстать от жизни и не стать, как это называется, функционально неграмотными, нужно вовремя пройти соответствующее обучение, узнать о возможностях и рисках цифрового общества, адаптировать себя к цифровой среде. Поэтому уже в начальной школе полезно давать детям возможность выполнять различные действия с помощью компьютера. Для начала нужно помочь им освоить собственное виртуальное пространство — личный кабинет, сформировать базовые навыки работы с компьютерной клавиатурой, приучать к экранному чтению, знакомить с мультимедийными форматами представления информации. Если все это правильно организовано и занятия проходят под контролем взрослых, школьники в дополнение к традиционной грамотности приобретут еще и необходимые общеучебные цифровые навыки.

Принято считать, что нынешние дети свободно владеют любыми цифровыми устройствами и легко осваивают новые способы их использования. Школа здесь ни при чем: эти навыки они приобретают в семье и в своем социальном окружении. Однако это утверждение в полной мере относится, скорее, к мобильным устройствам: смартфонам, планшетам и т.п. Дети их используют, в основном, для развлечения, поэтому им не так-то просто серьезно настроиться на занятия, где смартфоны и другие универсальные гаджеты предлагаются не для игры, а для учебных занятий. 

В то же время, как мы видим, у многих школьников отсутствует опыт работы с персональным компьютером, программными инструментами для различных видов деятельности. Хорошо, если родители находят время познакомить своего ребенка с теми возможностями компьютера, которые не сводятся к играм и просмотру мультиков. К сожалению, такое практикуется далеко не во всех семьях. И в любом случае пользовательский опыт лучше приобретать не только в семье, а еще и под руководством учителя, который поможет «встроить» компьютер в разнообразные школьные активности. В общем, нам кажется очень полезным, если в сознании ребенка будет закреплено не «игровое», а «взрослое» представление о назначении компьютера, это пригодится и в школе, и в последующей взрослой жизни.

Во-вторых, компьютер — это помощник ребенка в самооценке 

Чтобы у школьников сформировались различные учебные умения, требуется индивидуальная работа. Каждому необходимо тренировать те или иные действия, чтобы добиться их уверенного и безошибочного выполнения. К сожалению, дети младшего школьного возраста поначалу не могут обойтись без внешнего контроля. Обычно эту функцию в школе выполняет учитель, но он не в состоянии постоянно следить за работой всех своих учеников, чтобы тщательно контролировать каждое учебное действие, а не только конечный результат. Если же дети станут выполнять аналогичные задания в цифровой форме, то проверку всего хода решения может взять на себя компьютер. 

Обратная связь — реакция компьютера на действия ученика — появляется сразу же, в процессе занятий, пока ребенок еще активно вовлечен в учебную деятельность, а не приходит к нему через несколько дней, как это бывает при проверке домашних заданий учителем. Он может сразу найти и исправить собственную ошибку и сделать это самостоятельно. Сама по себе работа с компьютером привлекательна для детей и подростков и дополнительно стимулирует их учебную активность. А если к тому же правильность выполнения оценивает компьютер, он становится для детей инструментом самооценки. Объективность реакции компьютерной программы не подвергается сомнению, ни со стороны самого ребенка, ни со стороны взрослых. Когда учитель проверяет, как выполнено задание, и отмечает допущенные ошибки, он невольно предстает перед учеником как человек, находящийся «по другую сторону баррикад». Учитель же, который обсуждает с учеником ту оценку, которую поставил компьютер, уже не воспринимается ребенком как оппонент, а превращается в тренера — наставника, помогающего своему воспитаннику добиться успеха. 

В-третьих, компьютер сохраняет историю учебных действий

Когда учебный процесс организован на цифровой платформе, возникает технологическая возможность сохранить историю всех правильных и ошибочных действий каждого ученика. Это дает необходимые сведения для детального анализа причин допущенных ошибок и особенностей поведения ребенка в процессе занятий. Цифровой след, который фиксирует учебный процесс в его развитии и представляет не только итоговые, но и текущие результаты, позволяет оценивать прогресс ребенка (или его отсутствие), опираясь на объективные данные, то есть, учитель получает возможность учитывать индивидуальные особенности каждого. 

А если данные цифрового следа сделать доступными и для родителей учеников, то им будет легче следить за учебными достижениями и возможными проблемами своего ребенка, а диалог между семьей и школой станет более продуктивным. И в каких-то сложных ситуациях, когда может потребоваться консультация психолога или участие других педагогов, тем более важно предоставить им не только собственную интерпретацию событий, но и объективную запись учебных действий — цифровой след. 

Возможность анализировать накопленные сведения является одним из главных преимуществ цифровых технологий в образовании. Нужно только научиться правильно использовать этот потенциал, и тогда в перспективе «цифра» позволит даже обычной школе использовать так называемую персонализированную модель обучения, в которой сочетаются интересы каждого ученика и учебного коллектива в целом.

Все эти три фактора мы постарались учесть при разработке цифровой платформы для начальной школы и программ информационного тренинга для разных возрастов.

Нам скажут, что в школах недостаточно компьютеров, чтобы малыши могли регулярно заниматься. К сожалению, это действительно так. Но, как говорится, кто не хочет что-то сделать, ищет причину, — почему нельзя, а кто хочет, — ищет средства, как сделать. Для нас одним из самых значимых результатов нашей работы со школами стало то, что уже после первого года существования нашей платформы, некоторые директора озаботились тем, чтобы компьютеры в «началке» появились. Свое решение они объясняли очень просто: «Раньше мы не понимали, зачем детям нужны компьютеры, а теперь поняли».

 

<< Пред. След. >>