Ступени к цифровой школе. 1-1-4

Решено: учим учиться

Педагогика щадит детей младшего возраста и их родителей: на этой ступени формальная успеваемость не столь важна. Главное, чтобы дети получали не только пользу, но и удовольствие от учебы. А нравится ли детям учиться? Не просто посещать занятия в соответствии со школьным расписанием, а именно учиться? Можно ли получать удовольствие от выполнения учебных заданий? Первое побуждение велит нам (взрослым) на все эти вопросы отвечать отрицательно. То есть, конечно, надо признать, что бывают такие дети, которым почему-то нравится решать запутанные математические задачи, писать сочинения, искать на карте моря и страны, запоминать даты исторических событий и цвета государственных флагов. Но большинству обучающихся (так теперь называются школьники) все перечисленное радости не доставляет. Если учеба дается слишком легко, то интерес и возникнуть не может. А если получается плохо, то — как ни старайся — ничего все равно не получится. Так же представляют себе картину мира большинство родителей, и выводы они делают соответствующие. На школьные уроки нет смысла тратить много времени: чем меньше занятий, тем лучше. А чему-то полезному для будущей жизни нужно учиться вне школы: в кружках, студиях, секциях …

Многие из тех, кто работал или работает в школе, основываясь на собственном опыте, утверждают, что дети учиться не любят, не хотят и не будут. Но так ли это на самом деле? Когда мы пять лет назад впервые пришли в школу, чтобы поработать с детьми по собственной методике, нас не оставляли сомнения: как воспримут наши занятия ученики? Ведь заниматься придется после уроков, они же к концу учебного дня ужасно устают (так нам говорят учителя и родители). Но эксперимент прошел удачно: детям понравилось выполнять с помощью компьютера развивающие задания, хотя было видно, что многим это давалось нелегко. 

Много позже, когда наш компьютерный тренинг длился уже несколько месяцев, мы стали прямо спрашивать учеников, нравятся ли им эти дополнительные занятия, которых нет в обязательном для всех расписании. И если они с удовольствием выполняют придуманные нами упражнения, то почему? Ответы были сформулированы по-разному, но суть была одна и та же. Это интересные задания, они не такие, как дают на уроках. Мысль показалась важной, но хотелось все-таки уточнить, в чем же заключается привлекательность тренинга с позиции детей. И наконец один мальчик высказался вполне определенно: «Тут соображать надо». Вот оно что, оказывается: им нравится именно «соображать». Не повторять выученное, а думать: разбираться в задании и искать решение. Если занятия интересные, они для детей не в тягость. Их не приходится заставлять приходить в компьютерный класс, где проходят эти необычные уроки.

Осознают ли школьники ту образовательную задачу, которой руководствуемся мы, разработчики этой учебной практики? Наверное, это не столь важно, хотя мы и стараемся объяснить идею тренинга и детям, и окружающим их взрослым. Мы же работаем с младшими школьниками и считаем, что в этом возрасте они пока еще не могут самостоятельно определять свои образовательные маршруты. Нужна помощь взрослых, которым они доверяют. Поэтому мы и назвали свой проект не «Учись учиться» (то есть, разбирайся сам), а «Учим учиться». Стараемся этот девиз понимать в самом буквальном смысле и надеемся на содействие учителей и родителей младших школьников. Мы стремимся, чтобы дети благодаря информационному тренингу приобрели умения, которые им пригодятся не только в школе, но и в дальнейшей жизни. В сущности, это в значительной степени те самые умения, дефицит которых ощущают учителя основной школы.

 

<< Пред. След. >>