Ступени к цифровой школе. 1-1-3

«Совершенствование учеников»

Попробуем заглянуть в класс, где учатся маленькие дети, и посмотреть, как устроены их занятия. Здесь собраны ученики с разным уровнем подготовки, с разным кругозором, сформированным преимущественно за пределами школы. Педагоги-методисты, которые составляют школьные программы, каким-то образом определяют, что дети в этом возрасте уже должны знать и чего они знать еще не могут. Не всегда понятно, на чем основаны их представления о возрастных возможностях учеников, но сама логика построения традиционного школьного урока почти не учитывает различий в развитии детей и их отношении к учебе. Так, например, один из сидящих в классе уже свободно читает, а его сосед пока с трудом складывает слова. Учителю приходится так строить свою работу, чтобы принести максимальную пользу и тому, и другому. И при этом он обязан строго следовать учебному плану… Можно ли в этой ситуации быть уверенным, что всем столь разным ученикам будет в равной степени интересно на уроке? Конечно, нет. Тогда как же быть? Как ни изменяй учебные программы, различия между учениками все равно будут проявляться.

Нужен какой-то другой педагогический подход, который бы нацеливал начальную школу не только на прохождение программы, но и на развитие способностей, желания и умения учиться. Вот, например, мнение московского психолога, который много лет работает со школьниками, испытывающими проблемы с учебой: «... сейчас следует не только совершенствовать подачу материала по предметам, сейчас пришло время совершенствовать самих учеников».1 Звучит красиво. Все — и педагоги, и психологи — в теории согласны с подобным подходом, но как это сделать? 

В школьной программе нет специального предмета, где ставится задача развития детей. Вот и не находится времени, чтобы научить детей учиться. Школа оценивает своих учеников по тому, насколько они справляются с темами учебного плана. И если текущие результаты не очень хороши, это мало на что влияет. Учитель переходит к следующей теме, иначе он не успеет пройти программу. А развитие познавательных способностей для подготовки к основной школе — это совсем другая образовательная задача, учителя младших классов к такой установке не привыкли. Как этому учить, где взять необходимые методики? К тому же понадобятся дополнительные занятия, их придется вписывать в учебное расписание, а дети и так перегружены… 

Собственно говоря, в этом-то и состоит главный парадокс сегодняшней школы: дети перегружены, а их образовательные результаты не слишком впечатляют. Понимая задачу «повышения квалификации учеников» как самую приоритетную в младших классах, мы и решили предложить педагогам и родителям свою методику. Основная цель — научить детей, как нужно учиться, помочь им приобрести необходимые общеучебные умения, которые потребуются не только в начальной школе, но и на следующих ступенях обучения. 

1 http://vz.ru/club/2014/11/12/714563.html

 

<< Пред. След. >>