Ступени к цифровой школе. 1-1-2

«Это нам не задавали…»

Многие считают начальную школу своего рода образовательной «детской площадкой» и полагают, что самое главное — это обеспечить детям комфортное пребывание в этой почти игровой среде. По их мнению, в этом возрасте детям не следует напрягаться: занятия должны быть скорее развлекательными, нежели серьезными. Нужно в первую очередь приучить к учебному коллективу, познакомить с укладом школьной жизни, а собственно учеба начнется позднее, когда дети уже подрастут. Начальная ступень обучения не слишком высоко ценится родителями, вот они и торопятся забрать своего ребенка сразу после уроков: ведь, кроме школьных, есть много других занятий: кружки, секции, экскурсии.

Можно было бы согласиться с такой точкой зрения, но, как ни грустно это признавать, детство не вечно. Рано или поздно каждому ученику придется выйти из этой искусственно созданной зоны комфорта и шагнуть на ту ступень, где начинаются учебные будни. Покинуть «лягушатник», где они просто барахтаются в полной безопасности, и перейти в бассейн, где действительно учат плавать. Кто же должен подготовить учеников к этому важному переходу? Наверное, учителя младших классов — больше некому. К сожалению, приходится признать, что далеко не каждый педагог, работающий в начальной школе, согласится взять на себя ответственность за будущие учебные успехи или неудачи своих учеников — ему и своих забот хватает. Учителю положено «работать по программе», и родители приучаются к мысли, что детям вполне достаточно того, что предписано учебными планами. А ко всему остальному можно относиться по известному принципу: «это нам не задавали».

Не только в нашей стране переход из начальной школы в основную считается кризисным периодом в развитии ребенка. Если школьник не подготовлен к этому шагу, то дальнейшая учеба может превратиться в непрерывный стресс — и для него самого, и для окружающих его взрослых. К сожалению, многочисленные исследования демонстрируют, что по мере продвижения от пятого класса к восьмому многие подростки учатся все хуже и хуже, теряя остатки мотивации к учебе. Им тяжело учиться, да и просто неинтересно. Но когда и почему «что-то пошло не так»? Есть основания предполагать, что пребывание в начальной школе не подготовило их к серьезной учебе, не научило чему-то важному.

Всеми ли навыками и умениями, необходимыми для дальнейшей учебы, обладают «выпускники началки»? Мы много раз задавали этот вопрос педагогам, которые работают с пятыми–шестыми классами. Практически все они давали отрицательные ответы, хотя пробелы описывали по-разному — сообразно со спецификой преподаваемого ими предмета. Чем же недовольны педагоги основной школы? Оказывается, тем, что дети, перешедшие из «началки», многого не умеют. Беда совсем не в том, что им не хватает каких-то знаний. Это как раз не страшно, знания придут позднее: это задача основной школы. Плохо то, что многие ученики за четыре школьных года не научились важным вещам, необходимым с первых же дней их «взрослой» жизни. Они не могут самостоятельно разобраться в том, что написано в учебнике; не в состоянии внимательно прочитать условие задачи, которую предстоит решить; не привыкли критически относиться к своей работе, находить и исправлять собственные ошибки. Не хватает и многих других важных умений, и если сказать короче: начальная школа не научила их, как нужно учиться. 

За внешним благополучием «началки» могут скрываться истоки учебных трудностей среднего и старшего школьного возраста, которые, возможно, пока не проявились, но взрослым уже пора задуматься, как эти дети будут учиться дальше. Все же начальная школа, если задуматься, — это не время безмятежного детства, а фундамент, на котором происходит становление личности. Нужно не только «проходить» со своими учениками темы, предусмотренные учебными планами начальной ступени, но и заботиться о результатах «завтрашнего дня», который наступит, когда дети окажутся в основной школе.

 

<< Пред. След. >>