Ступени к цифровой школе. 1-1-1

Научиться учиться самостоятельно

Все мы привыкли, что в школе взрослые учат детей. Но мир стремительно меняется, и современные школьники должны научиться учиться самостоятельно. Без помощи учителя разбираться в учебном материале, используя новую для себя информацию. Проверять свою работу и исправлять ошибки. Объективно оценивать себя и уметь преодолевать трудности. И еще многому другому. Некоторые дети так и поступают. Но многие пока не совсем готовы к серьезной учебе. И мы хотим помочь им стать самостоятельными. 

Современная педагогика и возрастная психология тоже не считают правильным, чтобы ребенок или подросток лишь послушно следовал указаниям взрослых, подчинялся неизвестно кем придуманным правилам школьной дисциплины. У ребенка должна быть собственная, «внутренняя» мотивация, стремление добиться результата, который значим для него самого. И учителю в конечном итоге станет легче, если ученики перестанут быть пассивными исполнителями его указаний, равнодушными к результату учебы. 

Чтобы такой интерес возник и не угас прежде времени, у каждого ученика должно появиться право вести диалог со взрослыми, влиять на ход занятий, оценивать собственные результаты. Обучение должно в той или иной степени смениться учением, то есть активным познавательным процессом, в ходе которого школьник сам во многом определяет свое учебное поведение и принимает решения. Гораздо больше времени, чем сейчас, нужно отводить самостоятельной работе ученика с учебным материалом. Так велит педагогическая теория, так ориентируют учителей образовательные стандарты, с которыми должна сверяться школа. Но если перейти к реальной школьной практике, то оказывается, что самостоятельное учение большинству учеников просто не под силу. 

В 2020 году с началом пандемии коронавируса все мы столкнулись с новым вызовом, который заставил школу изменить привычные формы общения с учениками и перейти к дистанционному обучению. Это вызвало множество нареканий, в том числе и потому, что ответственность и за организацию учебной деятельности ребенка, и за ее результат во многом была переложена на родителей. Как следствие — возникло дополнительное напряжение в отношениях между семьей и школой. Анализируя первый опыт дистанционного обучения, один из ведущих российских экспертов А.Г. Каспржак писал: «...переход в дистанционный формат выявил не только технологические проблемы и дефициты цифровой грамотности у педагогов, но и отсутствие навыков учебной самостоятельности у российских школьников. <...> Если бы такие навыки формировали в первом–четвертом классах (а это одна из задач начальной школы), то, наверное, дети не испытывали бы таких сложностей в процессе онлайн-обучения».1

Давайте вспомним: в прежние времена в случае травмы, болезни или карантина, когда школьные уроки становились недоступными, ученики изучали материал самостоятельно, пользуясь учебниками и другими пособиями. Сейчас такая возможность даже не обсуждалась, хотя учебники никуда не делись — государство ежегодно печатает их большими тиражами и распространяет по всем школам. Благодаря Интернету доступны и другие источники учебной информации. Однако и в формате дистанционного обучения большинство учителей продолжали действовать по привычным для них методикам, проходя в онлайне новый материал. Почему же учитель должен был постоянно «вести ребенка за руку», излагая учебную тему от начала и до конца? Зачем нужно имитировать живое общение, заставляя учеников присутствовать на виртуальных уроках? Разве нельзя просто прочитать соответствующие параграфы в учебнике и без помощи учителя разобраться в предмете? Существуют же и сборники упражнений, и задачники, и хрестоматии…

Возникает вопрос: почему же в условиях карантинных ограничений школьникам всего этого богатства оказалось недостаточно, чтобы без помощи учителей изучать учебные предметы? Это учебники стали хуже, или, может быть, нынешним школьникам не хватает каких-то важных качеств для того, чтобы осваивать программу самостоятельно? Самый распространенный ответ: «И то, и другое». Наверное, это действительно так, но давайте задумаемся, как можно изменить ситуацию в лучшую сторону. На создание новых учебников принципиально иного качества мы вряд ли в состоянии повлиять, но можно попытаться научить детей лучше понимать (даже без помощи учителя) те учебные материалы, которые им доступны. 

Возьмем для примера такую полезную форму организации занятий, как «перевернутый урок». Она основана на том, что к моменту встречи с учителем школьники уже заранее познакомились с материалами по теме предстоящего занятия. Идея: не тратить время урока на пересказ учителем того, что можно самому прочитать в учебнике или в других пособиях, а использовать занятие для обсуждения уже знакомой ученику темы, совместного поиска ответов на возникающие вопросы. Плюс «перевернутого урока» в том, что каждый ученик может самостоятельно изучать новый учебный материал, не подстраиваясь (вынужденно) под скорость работы класса: прочитать соответствующие разделы учебника и других пособий, обдумать прочитанное, что-то заранее обсудить с товарищами или с родителями.

Очевидно, что в ходе подготовки к «перевернутому уроку» ученикам приходится изучать информационные источники, анализировать их содержание, соотносить новый материал с уже известными сведениями, пытаться формулировать собственные ответы на возникающие вопросы. И если школьники не умеют всего этого делать самостоятельно, трудно ожидать от «перевернутого урока» желаемого эффекта. Многие придут просто неподготовленными, и прекрасная педагогическая идея окажется нереализованной.

«Перевернутый урок» — это далеко не единственный пример того, как важно для школьника уметь учиться самостоятельно. Даже для того, чтобы просто удовлетворить свойственную возрасту любознательность, каждый подросток должен быть в состоянии без помощи учителя разбираться в информации, которая в изобилии представлена в окружающем нас мире, не оглядываться на школьное расписание занятий и не бояться опередить учебную программу. Если развивать это умение, начиная с младших классов, ни у кого не возникнет проблем с мотивацией к учебе. Давайте подумаем, как этого добиться.

 

1 https://vogazeta.ru/articles/2020/7/7/distant/13773-anatoliy_kasprzhak_v_period_izolyatsii_deti_stali_uchitsya_ne_menshe_a_bolshe

 

<< Пред. След. >>