Ступени к цифровой школе. Введение

Введение

Дети идут в первый класс с радостью, но вскоре выясняется, что не все они счастливы в школе. Дети ведь в школу приходят разные, и проблемы у них возникают разные... Кто-то быстрый, кто-то медленный, кто-то внимательный, кто-то рассеянный, кто-то уверен в себе, кто-то боится трудностей... Учить бы надо каждого по-своему, а не всех одинаково. Проходит время, и оказывается, что всех учили, да не каждого научили: один справляется, а другой — нет... А ведь умения, которым учат в начальной школе, нужны всем без исключения: читать, считать, свободно говорить и писать, понимать учителя и друг друга…

Прежде чем идти дальше, в основную школу, нужно убедиться, что все дети этому научились. А если что-то не получается, важно вовремя заметить проблему и разобраться в ее происхождении. Ведь ошибки при выполнении одних и тех же заданий у каждого могут быть свои. Значит, нужно не просто указать на неверный ответ, а с самого начала стремиться понять, что у этого ребенка идет не так и по какой причине.

Можно ли в этом разобраться? И кто в состоянии с этим справиться? Педагоги бы и рады учитывать индивидуальные особенности детей, но как же этого добиться, когда в классе столько учеников? На уроке учителю банально не хватает времени, чтобы уделить внимание каждому, распознать и учесть особенности ребенка как формирующейся личности. Посоветоваться с родителями? Но родители видят своих детей вне школы и не очень представляют, что происходит во время занятий. А ведь для успешного обучения нужно учитывать особенности именно учебного поведения ребенка: насколько он внимателен, быстро ли устает, расстраивается при неудачах или проявляет упорство. Здесь нужен не поверхностный взгляд; без специальной «оптики», позволяющей выявить корни учебных трудностей, не обойтись. 

В подобное «увеличительное стекло», через которое можно разглядеть все детали и объективно представить особенности каждого ребенка, может превратиться компьютер. Да, мы должны сразу же признаться, что наша учебная практика основана на регулярном использовании компьютера в качестве инструмента учебной деятельности. Нам хорошо известно, что многие родители опасаются вторжения «цифры» в школу, утраты живого общения. Некоторые из них вообще требуют отказаться от новых форм обучения и вернуться в ту школу, которая им кажется проверенной временем и вполне успешной. Эти опасения нельзя не учитывать, но совсем отказываться от достижений технического прогресса тоже неразумно. Можно приводить многочисленные аргументы, но здесь мы затронем только один аспект проблемы: без помощи цифровых педагогических инструментов учитель не сможет «учить каждого», а будет по-прежнему «учить всех», подгоняя разных детей «под одну гребенку».

Чтобы индивидуальный подход к каждому ученику стал возможен уже в сегодняшней школе, и появилась новая учебная практика — информационный тренинг. 

Почему мы назвали нашу методику информационным тренингом? Мы полагаем, что умение воспринимать информацию является основой любого учения. Нам постоянно напоминают, что мы живем в информационном обществе, и каждый может найти в Интернете все, что его интересует. Умение отыскать нужную информацию — информационная грамотность — считается одной из важнейших характеристик образованного человека. Но найти информацию недостаточно. Нужно еще разобраться в том, что ты прочитал, услышал, посмотрел… А потом проанализировать полученные сведения, критически оценить и, самое главное, уметь использовать для решения различных учебных и жизненных задач. Вот сколько всяких разных умений требуется школьнику. Всему этому мы и пытаемся учить, начиная с самого раннего возраста. А для того чтобы овладеть всеми этими умениями, приходится много работать над собой: выполнять различные учебные упражнения, тренироваться… 

Информационный тренинг — это не обучение в привычном смысле, приобретение новых знаний не является его главной целью. Основная задача — через активную индивидуальную работу сформировать умение правильно работать с различными источниками информации. Эту практику можно, пожалуй, сравнить со свое­образным фитнесом — регулярными занятиями, которые должны помочь каждому ребенку обрести хорошую «учебную форму».

В наши дни занятие фитнесом стало массовым увлечением. Многие люди — несмотря на занятость — не жалеют времени на то, чтобы прийти в зал и выполнять разные упражнения, которые способствуют физическому развитию. Переходить от одного упражнения к другому, нагружая разные группы мышц. Это совсем не легкое дело, не развлечение — требуется приложить немало усилий, но «без пота нет работы». И еще очень важно, что занятия фитнесом — это свободный выбор, здесь не может быть никакого принуждения. Если человек не видит смысла в выполнении упражнений и делает все формально, «для дяди», пользы не будет.

Так же обстоит дело и с нашим информационным тренингом. Он тоже, как правило, происходит в специальном помещении — компьютерном классе. И разные упражнения так же сменяют друг друга, чтобы не возникало утомление от монотонности действий. Задания придуманы специально для тренировки и развития, чтобы стимулировать работу мозга — такая вот «зарядка для головы»… Взрослые должны понять сами и объяснить детям, что цель этих занятий — развитие познавательных способностей, умения учиться. А если есть понимание, зачем это нужно, придет и внутренняя мотивация: сами ученики не будут жалеть времени и усилий для прохождения программы «учебного фитнеса», которым по сути и является информационный тренинг. 

Информационный тренинг дополняет живое обучение в классе развивающими заданиями, выполняя которые школьники привыкают использовать компьютер как учебный инструмент. Внешне все просто. Ребенок выполняет учебные задания в своем личном кабинете, а на сервере сохраняется цифровой след — запись всех действий, которые совершал ученик: и правильных, и ошибочных. Это информация для взрослых: родители и учителя могут узнать о детях много нового и важного. Экспертная система анализирует допущенные ошибки и помогает определить, что именно вызывает у конкретного ребенка трудности и насколько он способен самостоятельно эти трудности преодолеть.

Причины неудач могут быть разными: вот здесь просто невнимательность, тут не понял условия, там ошибся в счете, а где-то поторопился и не проверил ответ. Для любого заинтересованного взрослого разобраться, какие именно ошибки допустил ребенок в конкретном задании, — дело вполне посильное, педагогическое образование для этого необязательно… 

Нужно просто заглянуть в свой личный кабинет на платформе и посмотреть запись учебных действий. Там все прозрачно, и теперь разговор родителей с учителем об успехах и неудачах их ребенка перестанет быть просто столкновением эмоциональных суждений. Опираясь на объективную оценку, которую дает компьютер, и рекомендации экспертной системы, учителя вместе с родителями общими усилиями смогут помочь детям избежать трудностей в учебе и стрессовых ситуаций, которые часто возникают, когда что-то не получается. А что в результате? В результате дети приобретают необходимые умения, которые позволят им дальше учиться легко и с удовольствием, а родители смогут быть уверены, что учителя достаточно хорошо представляют себе индивидуальные особенности каждого ученика и постараются учитывать их в процессе обучения. 

Вот в чем идея методики информационного тренинга и поддерживающей ее цифровой платформы для начальной школы «Учим учиться». От множества других образовательных платформ наша отличается тем, что предлагает школе новую развивающую практику, дополняет, а не копирует привычные учебные программы, переводя их в электронный формат. Мы вовсе не стремимся создать цифровой эрзац учебного процесса. Напротив, мы хотим, чтобы обучение по-прежнему основывалось на живом общении, в котором есть место и диалогу ученика с учителем, и совместной учебной работе с товарищами по классу. Остается только добиться, чтобы это общение, ради которого дети приходят в школу, было еще и плодотворным, то есть давало каждому ученику необходимые образовательные результаты. А для этого нужно не так уж много: учителя должны уметь учить, а дети — уметь учиться. 

О повышении квалификации учителей заботится каждая школа. А мы — насколько это в наших силах — пытаемся заниматься «повышением квалификации» учеников. Как это происходит? Об этом и рассказывается в предлагаемой книге.