Ступени к цифровой школе. От авторов

От авторов

Мы хотим рассказать вам о новой учебной практике для начальной школы. Эта наша авторская разработка, она уже несколько лет используется учителями младших классов. По этой методике успели поработать свыше пяти тысяч детей из почти ста школ разных регионов России.

Несколько лет назад мы решили проверить, насколько ученики четвертых классов, которым скоро предстоит перейти в основную школу, готовы к серьезной учебе или, другими словами, умеют учиться. С согласия учителей предложили детям разработанные нами диагностические задания, чтобы попытаться выявить, какие учебные действия выполняются детьми почти безошибочно, а какие вызывают систематические трудности. В 2018–19 учебном году в эксперименте участвовали почти 1200 учеников из нескольких десятков школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. К нашему сожалению, оказалось, что существенные пробелы в общеучебных умениях выявились почти у 40% детей. 

Результаты проведенной диагностики произвели впечатление и на учителей. Никого не удивило, что среди учеников, которые считались неуспевающими, картина оказалась совсем не радостной. Но выяснилось, что и так называемые «сильные ученики» тоже совсем не безупречны, если требуется не вспоминать и воспроизводить то, что проходили в школе, а самостоятельно разбираться в новой для себя учебной информации, находить и исправлять собственные ошибки, проявлять упорство и преодолевать трудности, возникающие при выполнении учебных заданий. 

Все эти пробелы были зафиксированы уже в ходе начального этапа нашего эксперимента, и сразу же возник вопрос: можно ли не просто выявить проблемы, но и помочь улучшить ситуацию? В ходе последующего тренинга оказалось, что большинство детей за счет постоянной практики выполнения заданий сумели добиться заметного прогресса по сравнению с собственными результатами, показанными на этапе диагностики. Значительно улучшили свои показатели, в том числе, и такие ученики, которые всегда считались отстающими. В общем, оказалось, что новая практика способна принести желаемые результаты детям, а значит, — и школе. С этим согласились и наши партнеры — участники эксперимента.

Чтобы задания стали доступными для всех школьников, мы создали свою образовательную платформу для начальной школы, которую назвали «Учим учиться». С первых дней ее работы мы собираем отзывы пользователей: учителей, самих учеников и их родителей. Большинство из них поддерживают идею «учить учиться» с помощью компьютера, а администраторы школ считают эту практику полезной для достижения именно тех результатов, которых требуют от младших школьников образовательные стандарты. И это не случайно: мы действительно внимательно изучили эти документы и, в первую очередь, стандарт для начальной школы. И вправе утверждать, что наша новая учебная практика — это не какой-то «подрыв устоев», пересмотр ценностных ориентиров нашей образовательной традиции (как опасаются некоторые педагоги), а скорее, способ реализации заявляемых в образовательном стандарте целей.

Получив положительные отзывы участников педагогического эксперимента, мы пришли к выводу, что наши задания могут оказаться востребованными для решения важной задачи — подготовки учеников младших классов к следующей ступени обучения. Пройдя через широкую апробацию на разных образовательных площадках, мы — с учетом накопленного опыта — разработали комплекты заданий для всех параллелей (с первого по четвертый класс) и назвали эту цепочку «Ступени к цифровой школе». 

В этой книжке мы хотим рассказать о своем опыте работы со школьниками. Пройдем шаг за шагом по всем четырем программам-ступеням, чтобы разобраться, как они устроены и почему помогают детям стать более успешными в учебе. Надеемся, что каждый читатель найдет для себя что-то полезное.

Ирина Кондратьева
Дмитрий Рубашкин
2022

 

След. >>