Ступени к цифровой школе. 1-2-5

Цифровая платформа для компьютерного тренинга

Мы реализовали практику информационного тренинга как набор дистанционных сервисов для различных пользователей, доступных на цифровой платформе «Учим учиться». Под термином «платформа» мы понимаем не всякий дистанционный образовательный сервис, а площадку, на которой организуется взаимодействие участников учебного процесса. Учащиеся выполняют задания, назначаемые учителями; родители и представители педагогического коллектива и школьной администрации наблюдают за ходом и результатами тренинга. У каждого — свой личный кабинет на общей платформе. 

Функции этих кабинетов различны: задания можно выполнять только в роли ученика, а взрослым доступны инструменты для наблюдения за ходом и результатами учебных действий, а также для коммуникаций с другими пользователями платформы. Цифровые технологии не просто позволяют контролировать активности учеников в реальном времени, но и сохраняют подробный отчет — цифровой след учебных действий, позволяющий отслеживать текущие результаты ученика и при необходимости оперативно корректировать его действия. Кроме того, в личных кабинетах у педагогов и родителей отображаются результаты анализа слабых и сильных сторон учеников на основе данных, автоматически фиксируемых экспертной системой платформы «Учим учиться». С помощью этой аналитики учителя и родители получают индивидуальные рекомендации по каждому ученику.

Информационный тренинг базируется на идее индивидуальных учебных действий: ученику в личном кабинете предлагается последовательность заданий для выполнения в цифровой форме. Дети работают под наблюдением учителя, каждый — по собственному временному графику — в наиболее комфортном для себя темпе. Все учебные действия каждого ученика автоматически проверяются той самой программой (плеером), с помощью которой задания и выполняются. Результат проверки (правильно/неправильно) сразу же сообщается ученику, который имеет возможность самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки.

Учителю в личном кабинете предоставляются инструменты для контроля за работой его учеников в онлайн-режиме; при необходимости он может скорректировать поведение каждого ученика, оказать ему адресную помощь практически в реальном времени. Полная запись учебных действий каждого ребенка доступна его родителям, учителю, а также другим представителям образовательного учреждения, заинтересованным в использовании данных, получаемых в ходе тренинга (например, школьному психологу).

Чтобы практика дала желаемый эффект, занятия должны стать частью учебного процесса, такими же привычными детям, как обычные уроки. Как правило, на выполнение заданий тренинга отводится один учебный час в неделю. Темп прохождения курса не регламентируется, не требуется заранее устанавливать количество заданий, которые обязательно должны быть выполнены в ходе одного занятия. Напротив, платформа предоставляет инструмент, позволяющий учителю дозировать учебную нагрузку, исходя из особенностей работы конкретного ребенка и его текущих результатов. Скорость выполнения заданий не считается значимым для оценивания фактором. Гораздо важнее добиться как можно меньшего количества ошибок, помочь ребенку обрести уверенность в своих силах, научить преодолевать трудности. Именно на это должен обращать внимание учитель, который проводит занятия. Задания тренинга разделены на блоки, и мы не рекомендуем назначать следующий блок до тех пор, пока результаты выполнения заданий не удовлетворят и самого ребенка, и его наставника.

Школы, работающие с платформой «Учим учиться», могут сами выбирать организационную форму проведения занятий и включения цифровой практики в регулярный учебный процесс. Большинство проводит тренинг в рамках внеурочных занятий, но есть возможность вынести занятия за рамки формального обучения. Например, учитель может разрешить прохождение тренинга в удаленном режиме, когда дети работают из дома. Даже в этом случае он через свой личный кабинет может отслеживать результаты работы всех учеников своего класса.

Итак, мы познакомили вас с основными принципами, на которых построены наша методика и цифровая платформа для начальной школы. Это основа, а конкретные программы тренинга, объединенные в общий цикл «Ступени к цифровой школе», будут представлены во второй части.