Ступени к цифровой школе. Ступень 1

Ступень 1. Клавиатурное письмо (1 класс)

Курс знакомит с компьютерной клавиатурой, учит, как правильно набирать отдельные буквы, слова, словосочетания и предложения; приучает читать с экрана, управлять курсором, самостоятельно исправлять собственные ошибки

  •  для детей 6–7 лет
  •  23 блока по 12 коротких заданий в каждом
  •  более 700 слов, более 100 словосочетаний и предложений
Ступень 1. Экран 1 Ступень 1. Экран 2 Ступень 1. Экран 3

Примеры заданий: https://L2L.edumart.ru/keyboard-learning/
Заполнить заявку (школам): https://L2L.edumart.ru/school-request-form/


«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе, учат в школе, учат в школе». Известные строчки из песенки — не просто милый сердцу образ из детства. Это перечень ценностей, то есть представленная в поэтической форме философия школьного образования. Той школы, которой больше не существует, — как бы ни печалились мы по этому поводу. И первая заповедь этой философии: школа начинается с умения писать «тонким перышком». Так было вчера. А как дело обстоит в наше время? Ответ: в целом — по-прежнему.1

В школе и сегодня учат писать, используя тот инструмент, которым взрослые в повседневной жизни пока еще пользуются, но все реже и реже. Сегодня обыденным стало использование техники цифрового письма — и в профессиональной сфере, и на бытовом уровне. Современный человек не так уж часто пишет ручкой на бумаге. С тех пор, как нашим постоянным спутником жизни стал смартфон, мы заносим информацию не в записную книжку, а в память телефона. Не переписываем объявление или содержание рекламы, а фотографируем источник информации. Не оставляем на столе записку, а посылаем сообщение в мессенджере. Приходится иногда расписываться на бумажном документе, но и здесь уже все чаще применяется электронная подпись.

На наших глазах стиль жизни, бытовое поведение стремительно меняются, а школа продолжает учить по старинке: действия выполняются в учебной тетради, для записи используется ручка или карандаш. Мы заставляем детей заниматься тем, что даже в сегодняшней жизни (не говоря о завтрашней) малоприменимо, и не учим тому, что востребовано уже сейчас и будет совершенно необходимо в будущем. Действуем с оглядкой на прошлое, словно опасаемся, что школа опередит жизнь и начнет учить не вчерашним, а завтрашним умениям.

Эта боязнь — разрешить детям воспользоваться новым инструментом вместо привычного — давний спутник школы еще со времен, когда писали на грифельных досках. Нам трудно сейчас поверить, что в начале прошлого века американские педагоги были недовольны, когда ученики стали писать чернилами, а не грифелем. Позднее учителя разных стран эмоционально переживали периоды недоверия к авторучкам, заменившим перья (которые следовало обмакивать в чернильницу, а потом аккуратно вытирать специальной тряпочкой, чтобы не поставить кляксу). Потом появились шариковые ручки, сильно изменившие технику письма: шариком невозможно менять толщину линии, чтобы получилось красиво, как в прописи. Педагоги возмущались, отбирали у учеников шариковые ручки, чиновники от образования писали строгие циркуляры, но жизнь брала свое. Невозможно оградить детей от того образа действий, который принят повсюду за стенами школы. Рано или поздно системе образования приходится снимать барьеры перед новыми инструментами, если большинство людей пользуется ими и в профессии, и в быту.

Консервативно настроенные педагоги (да и некоторые родители) считают, что вытеснение рукописного письма клавиатурным может повредить детям, потому что они перестанут тренировать мелкую моторику пальцев. Опасение в чем-то резонное: моторика в младшем школьном возрасте важна для полноценного развития. Однако в качестве способа тренировки для кисти рукописное письмо вполне можно заменить другими полезными практиками: рисованием, лепкой, собиранием мозаик, конструированием из мелких деталей. Можно заняться каллиграфией, которая тоже представляет одну из технологий письма, но все же не используется в обиходе для практических целей. Да и набор текста на клавиатуре предполагает достаточно мелкую моторику, причем всех пальцев обеих рук. Мы, конечно же, не призываем отказаться от традиционного письма на бумаге, но считаем, что не стоит недооценивать значимость для младших школьников современной техники письма — с помощью компьютерной клавиатуры. С приобретения этих навыков и начинается путь к цифровой школе.

 

1 При написании главы использованы материалы, подготовленные совместно с А.А. Мурановым, руководителем проекта «Фундаментальные основы цифровой трансформации начального общего образования».

 

<< Пред. След. >>