Основы функциональной грамотности (часть 2)

Настоящая серия публикаций подготовлена в рамках программы Российского фонда фундаментальных исследований «Цифровая трансформация школы».

Проекты «Фундаментальные основы цифровой трансформации начального общего образования» и «Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации»

Основы функциональной грамотности

И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин

Основы функциональной грамотности (часть 2)

 

Учебно-информационные умения

В предыдущей публикации мы начали разговор о том, как дополняется понятие грамотности в процессе цифровой трансформации школы. Речь идет о том, какой набор базовых навыков и умений должен быть сформирован на начальной ступени обучения, чтобы в основной школе ученики могли успешно и результативно осваивать учебный материал в условиях обучения в цифровой образовательной среде.

В педагогической литературе понятие функциональной грамотности (ФГ) трактуется очень широко, но сейчас речь пойдет только об одном из аспектов. Мы хотим сфокусировать внимание на способности учащихся корректно и полно воспринимать учебную информацию, анализировать и использовать ее в образовательном процессе и в коммуникациях. И дальше мы будем понимать ФГ именно в таком смысле, основываясь на определении принадлежащем видному российскому филологу и педагогу А.А. Леонтьеву, который трактовал понятие ФГ на стыке педагогики, психологии и наук о языке. Согласно Леонтьеву, “Функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо).” 1 В этой формулировке мы видим, что ФГ не может быть достигнута без обычной грамотности, но не сводится только к ней.

Совсем не случайно в этом определении особое внимание уделяется именно умениям, связанным с чтением и письмом. Оба эти понятия трактуются расширительно. Чтение – это процесс получения и обработки учебной информации, а под письмом здесь могут пониматься любые действия по представлению информации. Они могут выполняться как в технике собственно письма, так и путем организации полученной информации в различных форматах: упорядоченные списки, таблицы, схемы, графики, диаграммы и пр.

В сегодняшней практике оценки качества образования понятие ФГ трактуется несколько иначе, но для начальной ступени обучения определение А.А. Леонтьева представляется, с одной стороны, опирающимся на фундаментальные положения педагогики младшего школьного возраста, а с другой стороны, операциональным, то есть в большей степени соответствующим практическим потребностям. Именно поэтому оно дает возможность разрабатывать новые учебные практики, нацеленные на формирование основ ФГ.

На этой начальной ступени обучения ФГ базируется именно на умении работать с информацией, понимаемой в широком смысле, а не в контексте конкретного учебного предмета. Формирование основ функциональной грамотности относится к тем метапредметным результатам, которые должны предшествовать предметному обучению, иначе изучение учебных дисциплин не сможет стать результативным и эффективным. Учащиеся должны быть готовы не только понимать учебные тексты (в письменной и устной форме), структурировать их, анализировать содержание, иллюстрировать и т.д., но и владеть техникой перехода от одной формы представления информации к другой, альтернативной. В качестве примера такой смены формы при сохранении смыслов можно привести визуализацию текста, то есть представление содержания не в вербальной, а в графической форме.  Или, наоборот, восприятие образов, представленных средствами статической или динамической графики, и превращение их в словесные описания.

Если рассматривать проблему ФГ в контексте тех образовательных результатов, которые регламентируются стандартом начальной школы, то особое внимание нужно обратить на группу так называемых учебно-информационных умений, потому что умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию является основой любой образовательной деятельности. Особенно значимы учебно-информационные умения при изучении сложного предметного материала в ходе индивидуальной или групповой проектной деятельности. Еще в начальной школе преподаватели должны проявить максимум внимания к тому, чтобы выявить и компенсировать дефициты ФГ учащихся. Если этого не будет сделано, можно не сомневаться, что многие учащиеся в основной школе не смогут достигнуть планируемых результатов.

Во многих школах стараются научить детей так называемому смысловому или функциональному чтению. Обычно освоение учащимися различных техник чтения относится к ведению преподавателей словесности, и акцент делается на восприятие художественного текста. А ФГ основывается на умении анализировать тексты различной направленности и, в том числе, учебные и научно-популярные. В зависимости от конкретной образовательной задачи смысловые акценты в анализе текста могут быть расставлены по-разному, в том числе из-за обилия таблиц, графиков и других иллюстраций. Это уже сложнее и требует дополнительных усилий.  А еще нужно уметь воспринимать информацию на слух, следить за динамическими видеорядами – мультипликацией, анимированной графикой, видео. Все эти форматы в наши дни широко используются в учебной литературе: электронных учебниках, ресурсах Интернета, компьютерных моделях. Это заставляет экспертов рассматривать ФГ в контексте перехода в цифровую образовательную среду: “...в настоящее время функциональная грамотность рассматривается как навыки работы с информацией, представленной в таких различных форматах, как печатные и  визуальные материалы (книги, журналы, знаки, постеры и т. д.), а также различные медианосители (радио, телевизор, компьютер или смартфон)” 2.

Еще раз повторим, что сами понятия чтения и письма существенным образом изменились. Сегодняшние учащиеся  в большей степени, чем предыдущие поколения школьников, подвержены технологическим аспектам информатизации. Современный учебный текст приобрел мультимедийный характер: он использует весь спектр иллюстративных ресурсов от статичного изображения до звука и видео, обладает интерактивностью. Даже традиционные дидактические материалы сильно изменились по сравнению с теми учебными пособиями, которыми пользовались раньше. Еще заметнее эта тенденция прослеживается применительно к электронным учебникам, образовательным программам, ресурсам Интернета, которые уже стали полноправными участниками образовательного процесса. Можно сделать вывод, что для сегодняшнего школьника чтение – это процесс восприятия и усвоения мультимедийной информации, представленной совокупностью различных форматов. Каждый из них имеет свою специфику и требует определенных навыков для полного и адекватного “считывания”. Таким образом, если раньше педагоги вели речь о смысловом чтении применительно к тексту, то теперь можно и нужно говорить о смысловом “считывании” во всем спектре мультимедиа.

Педагогика сегодня стремится сделать учение более активным, предлагает различные практики, в которых школьники должны самостоятельно усваивать учебный материал. Но представим себе, как сможет справляться с такой работой ученик, который плохо понимает прочитанные тексты, не привык разбираться в сопровождающих его иллюстрациях, не может найти нужные сведения в таблицах… И никакие дополнительные возможности цифровой образовательной среды не помогут ему лучше учиться до тех пор, пока у него не будут сформированы основы ФГ. Без необходимых умений обучение будет некомфортным для всех: для самого ученика, который обречен быть отстающим; для учителя, который вынужден будет по несколько раз объяснять одно и тоже без особой надежды на успех. А родителям, вероятно, придется искать репетиторов по всем предметам, хотя проблема их ребенка вовсе не в недостаточности знаний, а в отсутствии необходимых умений. 


1 От психологии чтения к психологии обучения чтению / А. А. Леонтьев // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26–28 марта  2001 г.) : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. И. В. Усачевой. –  М., 2002.

2 Российская школа: начало XXI века / С. Г. Косарецкий, К. А. Баранников, А. А. Беликов и др. ; под ред. С. Г. Косарецкого,  И.Д. Фрумина. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 

 

Как предотвратить подобную ситуацию и вовремя сформировать основы ФГ, пойдет речь в следующих публикациях.