Основы функциональной грамотности (часть 3)

Настоящая серия публикаций подготовлена в рамках программы Российского фонда фундаментальных исследований «Цифровая трансформация школы».

Проекты «Фундаментальные основы цифровой трансформации начального общего образования» и «Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации»

Основы функциональной грамотности

И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин

Основы функциональной грамотности (часть 3)

 

Как формировать функциональную грамотность в учебном процессе

В настоящее время особое внимание уделяется так называемой Международной программе оценки образовательных достижений, известной по латинской аббревиатуре PISA. Ведущий российский эксперт Г.С. Ковалева так формулирует основной вопрос этого исследования: “Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?” 1 В этой программе Россия участвует сравнительно недавно, и наши школьники пока что уступают лидерам международной конкуренции. Что же нужно сделать для улучшения позиций в рейтинге? Рассуждая об этом, Г.С. Ковалева выстраивает такую логическую цепочку: “Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов. Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами” 2.

Сегодня задания PISA по-прежнему непривычны нашим школьникам. Чтобы показывать высокие результаты в этом формате, недостаточно иметь хорошие оценки в предметном обучении. Ценится умение применять свои знания не только в учебных, но и в практических задачах. Многие эксперты отмечают, что предметная подготовка российских школьников подчас заметно выше, чем у зарубежных сверстников, но в то же время наша школа приучила их к тому, что контрольное задание – это всегда проверка знания определенного раздела курса, той или иной темы. Когда же предметный контекст не столь очевиден (отсутствует в условии), наши учащиеся затрудняются найти путь к решению. Другими словами, если им не сообщают, что именно проверяется в конкретном задании, они не справляются со своей задачей, не умея соотнести условие с пройденным учебным материалом.

Пока что вопрос, как лучше подготовить школьников к решению задач компетентностного типа, остается открытым. Задания PISA рассчитаны на пятнадцатилетних, но чтобы в 15 лет успешно конкурировать со сверстниками, надо готовиться к этому заранее, хотя бы за несколько лет. Лучше всего начинать еще в начальной школе. Задания должны быть поначалу простыми, но строить их нужно по тем правилам, которые приняты в качестве глобального стандарта. В российской системе образования уже пришли к пониманию значимости раннего старта. Теперь диагностические работы по проверке функциональной грамотности проводятся не только в основной школе, но и на начальной ступени. Однако, диагностические работы – это всего лишь проверка, контрольная процедура. А школа нуждается в методиках и инструментах, которые помогали бы школьникам приобретать необходимые качества в ходе регулярной учебной деятельности. И, в частности, уже в младших классах нужны активные учебные практики для формирования основ функциональной грамотности.

Если основываться на тех определениях функциональной грамотности, которые приведены в предыдущей публикации , то становится очевидным, что школа должна, прежде всего, обратить внимание на чтение и письмо – в расширительных толкованиях этих понятий. Нужно научить всех учащихся работать с учебной информацией: воспринимать, анализировать, отбирать необходимое, трансформировать, использовать… Эти умения должны быть сформированы для различных цифровых форматов – во всем спектре мультимедиа. И, конечно, для этого потребуется умение использовать компьютер как инструмент учебной деятельности. Пока этих умений нет, школа не может в полной мере использовать достижения современной педагогики и успешно конкурировать на международном уровне.

Вывод: чтобы в регулярном обучении формировались основы функциональной грамотности, массовой школе требуется новая учебная практика. Из сказанного выше следует, что эта практика должна соответствовать нескольким ключевым требованиям. Во-первых, она должна быть активной, потому что для формирования функциональной грамотности требуются, в первую очередь, не знания, а умения. А умения формируются лишь в ходе регулярно повторяемых действий. И эти действия каждый ученик должен совершать самостоятельно (хотя и под наблюдением учителя). Кроме того, эта практика должны быть цифровой, основываться на использовании учебной информации, представленной в различных форматах. Получается, что для формирования основ функциональной грамотности необходим компьютерный тренинг по работе с учебной информацией. Задания этого тренинга не должны быть привязаны к разделам учебных программ по различным дисциплинам, а содержание заданий – выведено из предметного контекста.

К подобным заданиям не привыкли не только ученики, но и преподаватели. Для большинства педагогов задание – это проверка усвоения материала школьной программы. Они знают, как контролировать полученные в ходе обучения знания. А логика заданий на функциональную грамотность принципиально иная. Проверяется способность школьника справиться с практическим заданием здесь и сейчас. Вся исходная информация, необходимая для решения, доступна. Важно суметь понять суть задания, выделить те сведения, которые значимы в данном контексте, и построить правильный алгоритм рассуждений. Чтобы приучить к подобным проверкам, нужно давать больше заданий “на соображение”. Даже не зная какого-то раздела программы, можно найти верное решение, опираясь на сведения, предоставленные в задании. Этому умению трудно научить, но можно научиться в ходе регулярных тренировок.

Есть и еще одно важное требование. Практика должна быть организована таким образом, чтобы можно было оценивать достигнутые результаты не только по итогам тренинга, но и непосредственно в ходе выполнения заданий. Необходима обратная связь, которая позволит осуществлять мониторинг учебного процесса, контролировать прогресс каждого ученика, а при необходимости – вносить коррективы в ход обучения.

Всем перечисленным требованиям наилучшим образом соответствует организация учебной практики на цифровой платформе. Под этим термином мы будем понимать не всякий дистанционный образовательный сервис, а площадку, на которой организуется взаимодействие всех участников учебного процесса. Цифровые технологии не просто позволяют контролировать активности учеников в реальном времени, но и сохраняют след учебных действий для последующего анализа. Учащиеся выполняют задания, назначаемые учителями, родители и представители школьной администрации наблюдают за ходом и результатами тренинга.


1 Из выступления на конференции ЕАОКО (Минск, 2019) https://eaoko.org/ru/events/EAOKO-2019.html

2 Из выступления на конференции ЕАОКО (Минск, 2019) https://eaoko.org/ru/events/EAOKO-2019.html

 

Чтобы цифровая платформа стала инструментом решения задач, поставленных перед системой образования, нужно научиться создавать учебные задания не по школьным лекалам – в предметной логике, а принципиально иного типа, формирующие и закрепляющие умение самостоятельно работать с учебной информацией. Как включить компетентностные задачи в учебные практики массовой школы – тема следующей публикации.