Основы функциональной грамотности (часть 1)

Настоящая серия публикаций подготовлена в рамках программы Российского фонда фундаментальных исследований «Цифровая трансформация школы».

Проекты «Фундаментальные основы цифровой трансформации начального общего образования» и «Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации»

Основы функциональной грамотности

И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин

Основы функциональной грамотности (часть 1)

 

"Научить учиться в школе"

Цифровая трансформация школы – это не просто очередная волна технологической модернизации. Это повод еще раз задуматься о том, какие требования XXI век предъявляет к каждому выпускнику общеобразовательной школы. Что же должно измениться, а что следует сохранить неизменным?

Современная педагогика настаивает, что ученик должен стать более активным в своих действиях и получить возможность влиять на выбор своего образовательного маршрута. Если сравнить  рекомендуемые практики с традиционным уроком, то мы увидим, что в них гораздо больше места отводится самостоятельной работе ученика с учебным материалом. Обучение должно в той или иной степени смениться учением, то есть активным познавательным процессом, в котором ученик сам во многом определяет свое учебное поведение и принимает многие важные решения.

Так понимает задачи, стоящие перед массовой школой, педагогическая теория. А на практике оказывается, что самостоятельное учение большинству школьников не под силу. В этом году мы столкнулись с новым вызовом, который заставил школу изменить привычные формы общения учеников с преподавателями и перейти к дистанционному обучению. Ставка была сделана на использование разнообразных учебных электронных ресурсов, разработанных в предшествующие годы и представленных в Интернете. Но оказалось, что эти сервисы не были рассчитаны на столь массовое их использование в регулярном обучении. Это вызывало множество нареканий, в том числе, и потому, что ответственность как за организацию учебной деятельности ребенка, так и за ее результат во многом была переложена на родителей. Как следствие – возникло дополнительное напряжение в отношениях между семьей и школой.

В прежние времена в случае травмы, болезни или карантина, когда школьные уроки становились недоступны, ученики изучали материал самостоятельно, пользуясь учебниками и другими пособиями. Сейчас такая возможность даже не обсуждается, хотя учебники никуда не делись. Государство ежегодно печатает их большими тиражами и распространяет по всем школам. Благодаря Интернету доступны и другие источники информации. Возникает вопрос: почему же в кризисной ситуации школьникам всего этого богатства оказывается недостаточно, чтобы продолжать успешно осваивать учебную программу в условиях карантинных ограничений? Это учебники стали хуже, или, может быть, нынешним школьникам не хватает каких-то важных качеств для того, чтобы осваивать программу самостоятельно? Почему учитель должен “вести за руку”, излагая учебную тему от начала и до конца? Разве он не может прочитать соответствующие параграфы в учебнике и без помощи учителя разобраться в предмете? Неужели, например, ученику основной школы так уж необходимо объяснение преподавателя или трансляция урока на обучающей компьютерной платформе?

Если школьники не умеют самостоятельно работать с учебником и другими информационными источниками, то как можно рассчитывать на активное учение? Возьмем для примера такую модель как “перевернутый урок”. Она предполагает, что к моменту встречи с преподавателем ученики уже познакомились с темой, которая будет обсуждаться в ходе предстоящего занятия. Очевидно, что подготовка к “перевернутому уроку” – это отдельная образовательная задача, в которой ученикам приходится изучать информационные источники, анализировать их содержание, соотносить изучаемый материал с другими уже известными сведениями, чтобы попытаться сформулировать собственные ответы на вопросы, поставленные учителем. И если у школьников не сформированы умения самостоятельной работы с учебной информацией, то трудно ожидать  от "перевернутого урока" желаемого положительного эффекта. Многие ученики придут просто неподготовленными, и прекрасная педагогическая идея окажется нереализованной.

Без самостоятельной работы с учебной информацией невозможно сформировать ни навыки критического мышления, ни другие компетенции, которые считаются ключевыми для XXI века. Поэтому приоритетными становятся такие учебные практики, в ходе которых школьники приобретают учебно-информационные умения и опыт работы с различными информационными источниками независимо от их предметного содержания. А в современных условиях, когда значительная часть информации доступна в электронной форме, учение требует весьма широкого набора умений, так как школьнику приходится использовать электронные учебники, ресурсы и сервисы Интернета. В них представлен весь спектр мультимедийных форматов: текст, графика, звук, видео. Таким образом, традиционная грамотность должна быть дополнена умениями, соответствующими требованиям цифровой образовательной среды.

Соглашаясь с определением О.Е. Лебедева, что начальная ступень должна “научить учиться в школе”, можно сделать вывод, что во многом фундамент результативного учения и обучения закладывается именно в младших классах. Если в “началке” не будут сформированы необходимые умения, то при изучении сложного предметного материала многие школьники столкнутся с трудно преодолимыми проблемами. И эти трудности, скорее всего, возникнут независимо от того, будет ли основная школа опираться на традиционную дидактику или сделает акцент на инновационные практики. Необходимо внимательнее присмотреться к тому, какие образовательные результаты начальной школы могут стать основой успешности каждого ученика в дальнейшем образовательном процессе. Конечно, планируемые навыки и умения должны быть многообразны, но среди них в качестве наиболее значимых следует выделить набор базовых умений, которыми должны овладеть все без исключения обучающиеся.

Традиционно считается, что начальная школа, прежде всего, должна сформировать у детей грамотность. Но само это понятие сейчас не имеет однозначной трактовки. Вместе с ним используются различные прилагательные: читательская, математическая, естественнонаучная, даже финансовая… А есть еще компьютерная, без которой в современных условиях не обойтись. Все они считаются составляющими функциональной грамотности (ФГ). Считается, что школа должна направить свои усилия на формирование ФГ, потому что именно эта характеристика может стать основой успешной конкуренции российской школы в рамках международных исследований качества образования.

Не ставя под сомнение значимость ФГ, можно заметить, однако, что содержание этого термина все время уточняется, а иногда даже довольно существенно изменяется в связи с пересмотром критериев оценки качества (что происходит, в основном, на международном уровне). Российские педагоги, призванные обеспечить высокий уровень образования, оказываются перед выбором, какие именно составляющие ФГ должны быть сформированы в ходе регулярной учебной деятельности. Ясно одно: начинать нужно задолго до того момента, когда школьникам придется доказывать свою конкурентоспособность. Лучше всего уже на начальной ступени, то есть в младших классах. Но для того, чтобы эта образовательная задача была поставлена перед массовой школой, необходимо выбрать, какие же все-таки навыки и умения входят в тот самый базовый набор и составляют основы функциональной грамотности у учащихся младшего школьного возраста.

 

Получив ясное представление о том, каким образом в начальной школе могут быть сформированы основы функциональной грамотности, мы не только сможем лучше подготовить учащихся к предметному обучению основной школе, но и начнем уже у младших школьников формировать те качества, которые впоследствии будут обеспечивать более высокие результаты в международных исследованиях. О том, как можно этого добиться, мы поговорим в следующих публикациях серии “Основы функциональной грамотности”.