Первые шаги к цифровой школе (ч. 3)

Настоящая серия публикаций подготовлена в рамках программы Российского фонда фундаментальных исследований «Цифровая трансформация школы».

Проекты «Фундаментальные основы цифровой трансформации начального общего образования» и «Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации»

клавиатура

И.Н. Кондратьева, А.А Муранов, Д.Д. Рубашкин

Первые шаги к цифровой школе (часть 3)

 

Компьютерный тренинг

В предыдущей публикации обсуждались подходы к формированию культуры письменной речи применительно к современным условиям. Если учить и учиться по-прежнему, возникает искусственный разрыв между техникой собственно письма (то есть первичного создания текста) и приемами дальнейшей работы: редактирование, иллюстрирование, форматирование, которые осуществляются посредством действий с компьютерной клавиатурой. Если же взглянуть на эту проблему в контексте выбора методики обучения, то и преподавателю будет проще следить за успехами и неудачами детей, если он сможет использовать возможности цифровых технологий, например, опираться на автоматическую проверку написанного учеником текста. И ученику будет проще научиться грамотно писать, когда на помощь приходит компьютер, который помогает не просто понять, как буквы складываются в слова, но одновременно и услышать, как эти слова звучат, и увидеть, как выглядят предметы, которые этими словами обозначаются.

Формирование любого умения предполагает активную деятельность самого обучаемого. Без практики не могут появиться ни навыки, ни умения. Наиболее эффективной формой такой практики является индивидуальная тренировка – коллективная работа на уроке далеко не всегда обеспечивает необходимую вовлеченность каждого учащегося. Предлагаемые  ученику задания должны рассматриваться и учителем, и учеником (а также родителями) не как контрольные, а именно как тренировочные. Цель их выполнения - добиться стабильности в четком и безошибочном выполнении учебных действий.

В основу тренинговой программы, с которой начинается освоение техники клавиатурного письма, положена авторская разработка, которая была опубликована в локальной версии в 2014 г. и с тех пор использовалась школами в разных регионах России. В 2019 году тренинговая программа была реализована в виде дистанционного сервиса, размещенного на цифровой платформе для начальной школы “Учим учиться”. Пользователями этого сервиса в 2019-20 учебном году стали более 500 учащихся первых и вторых классов. Занятия проходили регулярно, в среднем на занятия по программе тренинга отводился один учебный час в неделю. Каждый ребенок выполнял задания индивидуально, в собственном темпе. Главным критерием успешности было минимальное количество ошибок, допущенных при письме. Несмотря на то, что заключительная четверть учебного года была фактически потеряна из-за пандемии, более 100 школьников уже к концу марта успели полностью выполнить все задания тренингового модуля. Благодаря возможности использовать сервис и вне формального обучения многие школьники продолжали выполнять задания программы и во время летних каникул.

Курс освоения клавиатуры состоит из упражнений, позволяющих последовательно освоить набор всех букв русского алфавита, основных знаков препинания (точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки), а также клавиш пробела, ввода, и переключения регистра прописных и строчных букв. Задания идут в последовательности, близкой к порядку изучения букв русского алфавита на уроках русского языка, что позволяет ученикам осваивать клавиатуру параллельно с традиционным письмом. Однако, задача научить детей к десятипальцевому методу печати не является единственной. Предлагаемый курс приучает младших школьников к чтению с экрана, они учатся не только списывать слова по образцу, но и воспроизводить их по изображению и звуку, самостоятельно конструировать слова из букв и слогов. Предлагаемые в тренинговой программе задания являются хорошей пропедевтикой к формированию и написанию собственных текстов, которых на протяжении школьной жизни ребенок должен будет написать значительное количество. Таким образом, главная цель предлагаемого тренажера - научить каждого ученика свободно пользоваться клавиатурой и читать с экрана, чтобы иметь возможность в дальнейшем использовать клавиатурное письмо как одну из ключевых цифровых технологий. В результате выполнения заданий тренингового модуля у школьников должен сформироваться навык внимательного и технически правильного клавиатурного письма, который в дальнейшем послужит основой для выполнения более сложных заданий, включаемых в активные учебные практики для младших школьников на следующих этапах тренинга.

Наблюдение за действиями учащихся в ходе исследований показывает, что примерно треть учеников (преимущественно девочки) осваивают в ходе тренинга слепую печать десятью пальцами. Еще примерно треть не осваивают метод слепой печати, но стараются набирать текст “правильными” пальцами (хоть и подсматривая на клавиатуру). Остальные ученики также приучаются набирать текст достаточно быстро пусть и в неоптимальной, но комфортной для себя технике. При этом анализ “цифрового следа” показывает, что во всех случаях в результате тренинга учащиеся приобретают навыки, достаточные для активного использования практики клавиатурного письма, приучаются находить и исправлять допущенные ошибки.

Опыт апробации тренинговой программы позволяет оценить значимость для многих детей “дискретного” характера клавиатурного письма. При работе с клавиатурой дети более четко осознают, как слово складывается из отдельных букв, а словосочетания и фразы - из слов. Это осознание способствует развитию способности к построению собственных текстов по предложенным шаблонам, что является важнейшим этапом формирования у школьников культуры письменной речи.

С дидактической точки зрения важной характеристикой предлагаемой тренинговой программы является чередование заданий, в которых исходная информация представлена в разных медийных форматах. От учащихся требуется умение написать слово по его изображению или звучанию. Таким образом в программе тренинга учитываются специфические черты восприятия информации, характерные для “визуалов” и “аудиалов”. Развивая у таких детей способность воспринимать учебную информацию, заданную в разных форматах, можно компенсировать имеющиеся дефициты и добиться большей сбалансированности когнитивных процессов.

Принципиально важной является возможность постепенного формирования в ходе компьютерного тренинга навыков грамотного письма у учащихся, кому в предшествующие учебные периоды ставился диагноз “дисграфия”. При работе с клавиатурой ученики более четко представляют себе процесс конструирования слов из отдельных букв, реже пропускают буквы или не дописывают слова. К тому же задания, выполняемые с помощью клавиатуры, снимают стрессы, связанные с неуверенным владением техникой рукописного письма. У многих учеников пропадает “комплекс отстающего”, возникает спокойная уверенность в себе. В ходе экспериментальной работы с такими детьми на цифровой платформе “Учим учиться” выявляется высокий потенциал индивидуального компьютерного тренинга для компенсации разнообразных дефицитов, порождающих различные учебные и личностные проблемы у младших школьников.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что освоение клавиатурного письма в начальной школе является важным образовательным результатом, который открывает перспективу дальнейшего движения сразу по нескольким образовательным маршрутам.

Во-первых, полученный навык будет способствовать успешному изучению русского языка. Особенно заметно это проявится, если учитель будет чередовать традиционные практики с цифровыми, то есть учебный курс будет поддержан выполнением заданий на цифровой платформе. Во-вторых, клавиатурное письмо как учебное действие необходимо для формирования учебно-информационных умений и, говоря шире, основ функциональной грамотности.

И, наконец, в третьих, можно уверенно сказать, что использование клавиатуры является важным шагом на пути к цифровой грамотности, то есть к овладению компьютером как универсальным инструментом учебной деятельности. Свободное владение клавиатурой необходимо для того, чтобы расширить арсенал приемов работы над текстом с использованием разнообразных программных инструментов и функций текстовых редакторов. Эти навыки и умения формально относятся к информатике, но их метапредметный характер очевиден. Компьютерные инструменты важны для формирования культуры письменной речи, но в начальной школе нет регулярного курса информатики, и формирование соответствующих навыков откладывается на неопределенный срок. Снова мы видим, что изучение языка и формирование навыков клавиатурного письма в начальной школе не поддерживаются инструментально.

В заключительной публикации этой серии мы обсудим, как образовательные задачи можно решать в начальной школе, когда навыки клавиатурного письма уже сформированы. 

 

Перечисленные направления движения по образовательным маршрутам могут, как и клавиатурное письмо, быть поддержаны активными практиками на цифровой платформе “Учим учиться”. Подробнее об этом можно узнать на сайте learntolearn.ru. Опыт достижения этих предметных и метапредметных, а также личностных образовательных результатов в начальной школе будет темой следующих публикаций.