Настоящая серия публикаций подготовлена в рамках программы Российского фонда фундаментальных исследований «Цифровая трансформация школы».
Проекты «Фундаментальные основы цифровой трансформации начального общего образования» и «Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации»
И.Н. Кондратьева, А.А Муранов, Д.Д. Рубашкин
Первые шаги к цифровой школе (часть 2)
Навыки чтения и письма в цифровом мире
В предыдущей публикации шла речь о том, что начальная школа должна, помимо традиционных составляющих грамотности, формировать и развивать у детей навыки и умения, необходимые при работе в цифровой образовательной среде.
Рассмотрим этот новый для традиционной школы вызов на примере базовых навыков: “цифрового” (то есть экранного), чтения и “цифрового” (то есть клавиатурного) письма. Прежде чем говорить об обучении «цифровому» чтению и письму попробуем разобраться в их отличиях от чтения бумажных книжек и традиционного письма ручкой на бумаге.
Если говорить о навыках чтения, то кажется, что переход на экранное представление текста не требует дополнительной тренировки каких-то специальных навыков. Вместе с тем, многолетней практикой доказано, что визуальный контекст в печатном издании или в экранном представлении может затруднять или облегчать восприятие информации, заложенной в тексте. Особенно существенно это сказывается, когда читатель имеет дело с несплошным текстом, включающим иллюстрации, таблицы, схемы и другие нетекстовые форматы. Экранное представление текста гораздо интенсивнее использует комбинации из различных медийных решений, чем традиционная полиграфия. Это существенно влияет на создание современных дидактических материалов, при работе с которыми большее внимание приходится уделять навыкам работы с различными информационными форматами, которые по сути дела, являются составляющими понятия экранного чтения.
В целом, цифровое устройство дает больше возможностей по работе с текстом, особенно в тех случаях, когда мы говорим не о захватывающем чтении литературного произведения, а об изучении учебного материала. Текст на цифровом устройстве можно увеличить, подобрав удобный для себя размер шрифта, выделять части текста разными маркерами и снимать выделение, можно вырезать любой фрагмент текста и использовать его в своей работе в качестве цитаты или начального текста для последующего редактирования.
Смысловое чтение предполагает сочетание различных техник (выборочное, поисковое и т.д.), и в этом контексте экранное представление текста в сочетании с инструментами редактирования также предоставляет гораздо больше возможностей по сравнению с книгой. Цифровые технологии могут существенно изменить подходы к обучению разным техникам чтения. Об использовании этих возможностей в учебном процессе мы поговорим в дальнейшем.
Если базовые навыки чтения все же остаются прежними, то письмо в цифровом мире существенно отличается от доцифрового и связано это с тем, что для написания букв человеку нужен инструмент. Овладеть техникой письма – это, на самом деле, научиться пользоваться инструментом, выбранным для письма. Ручка и клавиатура существенно отличаются друг от друга, поэтому человек, быстро, грамотно и разборчиво умеющий писать ручкой на бумаге, но в первый раз севший за клавиатуру компьютера, будет писать медленно и почти всегда с ошибками. Это другой инструмент и надо учиться им пользоваться. Даже квалифицированному пианисту придется многому научиться, если он захочет играть на скрипке, хотя оба инструмента предназначены для того, чтобы воспроизводить музыкальные произведения.
У клавиатурного письма много отличий от рукописного, но обратим внимание на те, которые в контексте методики обучения видятся нам как главные. При письме ручкой глаза следят за пером (кончиком пишущего инструмента) и одновременно контролируют и движение пера, и результат. Если человек хочет написать букву «О», то он следит за пером и точно понимает, получается ли «О». Конечно, задача обучения - довести этот контроль до автоматизма, но способность держать в поле зрения работает даже на этапе освоения и никуда не исчезает и у взрослых. Взгляд сфокусирован в одной точке и практически не перемещается.
При использовании любой клавиатуры (и полноформатной клавиатуры стационарного компьютера или ноутбука, и виртуальной клавиатуры планшета или смартфона) такой контроль в принципе невозможен. Палец нажимает на клавишу в одном месте, а буква появляется в другом. Глаза не могут одновременно фокусироваться и на инструменте ввода буквы (виртуальной или материальной клавише), и на результате (букве, появившейся на экране). И это ключевое отличие письма с помощью клавиатуры от письма ручкой, которое необходимо учитывать и при обучении клавиатурному письму и при его дальнейшем использовании. И именно из этой особенности вытекает необходимость обучения слепому письму, поскольку только в тот момент, когда ты научился не смотреть на руки, появляется возможность сразу видеть результат своего действия - буквы, которые ты пишешь.
Второе важное отличие – это моторика рук и пальцев. Письмо ручкой развивает мелкую моторику трех пальцев одной, как правило – правой, руки. Мы не будем оспаривать важность развития этой моторики, о чем уже говорили ранее, но хотим отметить, что и клавиатурное письмо на полноформатной клавиатуре требует развития мелкой моторики всех пальцев двух рук.
Разговор об обучении экранному чтению и клавиатурному письму следует начать с того, что эти действия должны рассматриваться в единой связке, а не по отдельности. Компьютер предоставляет гораздо больше возможностей для активных практик, в которых чтение учебной информации естественным образом сочетается с теми или иными действиями, совершаемыми с текстом или на основе текста. С другой стороны, набранная на клавиатуре последовательность символов немедленно становится объектом чтения.
Если взглянуть под таким углом на привычную работу с бумажным учебником и тетрадью, то мы увидим, что возможности учебных действий существенно ограничены самими свойствами традиционных носителей информации. Лишь в последние десятилетия полиграфические решения учебных пособий и рабочих тетрадей стали в какой-то степени учитывать и обеспечивать потребность ребенка в активных действиях. Но даже сейчас возможные действия на бумаге значительно уступают по разнообразию учебных приемов компьютерным программам и образовательным сервисам.
Цифровые технологии дают учителю гораздо больше педагогических инструментов для формирования ключевых навыков. Сказанное совсем не значит, что нужно отказываться от традиционных форм учебной работы. Их нужно дополнить компьютерными практиками, которые позволят сделать обучение более интерактивным и разнообразным. Наш опыт показывает: если уверенное чтение и письмо тренируются и постоянно подтверждаются в цифровой форме, то существенно повышается качество письма и чтения и в других техниках.
Внимательный анализ показывает, что формирование навыков чтения и письма требует особых методических подходов, которые могут быть реализованы именно в цифровой образовательной среде.
Начнем с чтения. Многие приемы, облегчающие восприятие текста, могут быть использованы и на бумаге, и в компьютере. Например, цветные маркеры, с помощью которых в тексте могут выделяться ключевые слова. Но электронный маркер, в отличие от обычного, обладает многими важными для обучения свойствами. След от электронного маркера можно стереть, если что-то сделано не так, как хотелось. С одним и тем же текстом можно создавать разные цветовые схемы, по-разному определяя назначение каждого маркера. Наконец, компьютер может автоматически проверить, правильно ли – в контексте конкретного задания – раскрашен текст. Этот пример показывает, с помощью каких приемов можно познакомить учащихся с техникой поискового чтения, существенно облегчающей работу с текстами большого объема. Развивая этот подход, можно выстроить учебные программы, в которых базовый навык чтения отдельных слов и простейших фраз может быть развит за счет освоения различных приемов работы с экранным текстом. Так компьютерный тренинг помогает создать основу для важнейшей компетенции – свободного смыслового чтения.
Перейдем теперь к клавиатурному письму. Специальные активные практики, использующие набор текста с помощью клавиатуры, предоставляют обучающемуся возможность получения мгновенной обратной связи на выполненные действия. Очевидно, что такая обратная связь в рамках правильно организованного обучения может стать основой для приобретения навыков самостоятельного поиска и исправления ошибок, повышения уровня самооценки ученика, служить формированию сознательной мотивации к учебе.
Рассмотрим более подробно некоторые особенности клавиатурного письма с учетом психологических особенностей учебной работы детей младшего школьного возраста.
Когда ребенок только начинает учиться писать, используются прописи. На этой стадии внимание сосредоточено, в первую очередь, на технических действиях. Ребенок тренирует “рисование” требуемых образов и сравнивает то, что у него получилось, с образцом, представленным в прописи. Благодаря наличию образца ребенок в какой-то степени приучается оценивать свой результат с точки зрения внешнего сходства с “эталоном” буквы. Однако работа с прописью может рассматриваться только как механическая тренировка. Она важна, способствует развитию мелкой моторики, но в этот момент еще нельзя говорить о формировании базового умения – письма.
Эта задача предлагается ребенку гораздо позже, когда техника написания букв уже должна быть поставлена. Начинается работа в тетради. Ребенок вначале учится списывать слова, используя в качестве образца учебник. Внимание пишущего должно быть направлено поочередно то на написанное слово, то на образец в книге. Казалось бы, разница с прописью незначительна, однако теперь учебные действия усложняются тем, что образец вынесен из рабочего поля, где непосредственно осуществляется письмо. Если само написание букв не вызывает трудностей, то все внимание направлено на сравнение с образцом, представленным в книге. Чередование действий письма и чтения формирует контур обратной связи, и ребенок не только учится писать, но и приобретает навык проверки написанного.
К сожалению, далеко не все дети на начальной стадии обучения могут похвастаться тем, что сам процесс “вырисовывания” букв не является для них проблемой. А если так, то их внимание по-прежнему направлено на преодоление этих технических сложностей, а не на содержание выполняемого учебного задания. Такие дети не успевают за остальными, и это отставание постепенно растет, если техника письма по-прежнему не поставлена. Такая ситуация – совсем не редкость в начальной школе.
Многие педагоги рассматривают навык ввода текста с помощью клавиатуры как чисто технологический и полагают, что наилучший способ научить младших школьников клавиатурному письму – использовать одну из программ, разработанных для обучения машинописи. На самом деле, сходство здесь чисто внешнее, – это принципиально разные образовательные задачи.
“Слепой” метод набора на пишущих машинках был разработан более 100 лет назад, в первую очередь, для быстрого перевода текста (рукописного, чернового печатного или произносимого) в печатную форму. За редким исключением это был чужой текст, который машинистка должна была перенести на бумагу с максимально возможной скоростью. Основным показателем успешности освоения клавиатуры была скорость, с которой руки реагируют на визуальные или аудиальные сигналы, посылаемые мозгом. Эта скорость тем выше, чем меньше информации должен обработать мозг, т.е. чем реже машинистка задумывалась о смысле набираемого ею текста, тем с большей скоростью она могла печатать.
Наша задача принципиально другая. Мы должны уже в начальной школе научить писать свои тексты, думать над написанным и прочитанным. Именно поэтому клавиатурный тренажер, построенный по методике обучения взрослых машинисток, в основе которой лежит лишь четкое следование образцу, скорость печати и ритм, не подходит для начальной школы.
Обучение клавиатурному письму как важнейшему общеучебному умению основывается на понимании педагогической значимости свободной письменной речи, представляющей собой сочетание письма, чтения, образного мышления. Культура письменной речи формируется, когда набираемый текст является авторским. В полной мере это можно отнести и к текстам, создаваемым учащимся в процессе обучения различным предметам. Конечно, на начальных этапах изучения языка необходимо выполнение определенного набора тренингов (например, контрольное переписывание по образцу или диктант), но чем быстрее учащийся научится создавать собственные (пусть и короткие) тексты, тем более высокими могут оказаться его успехи в изучении школьного курса.
Более подробно: Кондратьева И.Н., Муранов А.А., Рубашкин Д.Д. Обучение клавиатурному письму в начальной школе: формирование учебных компетенций в процессе изучения языков //Москва, ИИТО ЮНЕСКО, 2012 (полный текст статьи можно прочитать здесь)
В следующей публикации мы расскажем, каким требованиям должна отвечать учебная практика для начальной школы, которая нацелена на развитие письменной речи на основе использования техники клавиатурного письма.