Первые шаги к цифровой школе

Настоящая серия публикаций подготовлена в рамках программы Российского фонда фундаментальных исследований «Цифровая трансформация школы».

Проекты «Фундаментальные основы цифровой трансформации начального общего образования» и «Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации»

клавиатура

И.Н. Кондратьева, А.А Муранов, Д.Д. Рубашкин

Первые шаги к цифровой школе (часть 1)

 

Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

М. Пляцковский

 

Известные буквально каждому строчки о том, чему учат в школе, – это не просто милый сердцу образ из детства. Это перечень ценностей, то есть представленная в поэтической форме философия школьного образования. Той школы, которая больше не существует, – как бы ни печалились мы по этому поводу. И первая заповедь этой философии: школа начинается с умения писать “тонким перышком”.  Так было вчера. А как дело обстоит в наше время? Ответ: в целом – по-прежнему.

В школе и сегодня учат писать, используя тот инструмент, который в жизни взрослых еще используется, но все реже и реже. Современный человек не так уж много пишет традиционным способом – ручкой на бумаге. С тех пор, как постоянным спутником жизни стал смартфон, мы заносим информацию не в записную книжку, а в память телефона. Не переписываем объявление или содержание рекламы, а фотографируем источник информации. Не оставляем на столе записку, а посылаем сообщение в мессенджере. Приходится иногда расписываться, но и здесь уже все чаще применяется электронная подпись.

Но чем реже мы пишем «от руки», тем менее востребованным оказывается и навык чтения рукописного текста. В школе все еще уделяется особое внимание различиям в начертании печатных и письменных букв. Детям приходится параллельно разбираться в двух наборах буквенных символов, что отнюдь не упрощает учебную задачу, особенно для тех детей, для которых русский язык не является родным. Если школа признает приоритетную значимость клавиатурного письма, то таким детям будет легче научиться читать печатный текст, а значит, и учиться им станет гораздо легче.

На наших глазах процесс технологического обновления резко ускоряется. Человечество осваивает все новые и новые возможности цифрового мира, но, к сожалению, современные технологии письма так и не заняли не то что преобладающего, но и вообще хоть какого-то достойного места в школьной программе. Школа продолжает учить по старинке: все действия выполняются в учебной тетради, для записи используется ручка или карандаш. Мы заставляем детей заниматься тем, что даже в сегодняшней жизни (не говоря о завтрашней) мало применимо, и не учим тому, что востребовано сейчас и будет необходимо в будущем. Как будто солдата, которому предстоит управлять современным вооружением, на учебных курсах учат стрелять из лука, а не пользоваться электронными системами наведения. Действуем с оглядкой на прошлое, как будто опасаемся, что школа опередит жизнь и начнет учить не сегодняшним, а завтрашним умениям.

Эта боязнь разрешить детям воспользоваться новым инструментом вместо привычного взрослым – давний спутник школы еще со времен, когда писали на грифельных досках. Нам трудно сейчас представить, что в начале прошлого века американские педагоги были недовольны, что школьники пишут чернилами, а не карандашами. Позднее разные страны эмоционально переживали периоды недоверия к использованию на уроках авторучек, заменивших перья, которые следовало обмакивать в чернильницу, а потом аккуратно вытирать специальной тряпочкой, чтобы не поставить кляксу. Потом появились шариковые ручки, сильно изменившие технику письма. Учителя были недовольны – новыми ручками нельзя было менять толщину линии, чтобы получалось, как в прописи. Педагоги возмущались, отбирали у детей шариковые ручки, чиновники от образования писали строгие циркуляры, но жизнь брала свое. Невозможно оградить школу и школьников от тех практик, которые приняты в современном им мире. Рано или поздно системе образования приходится снимать барьеры перед новыми инструментами, если ими пользуется большинство взрослых и в профессии, и в быту.

Сегодня обыденным стало использование техники компьютерного письма – и в профессиональной сфере, и на бытовом уровне. Под компьютерным или клавиатурным письмом мы будем понимать использование клавишной или виртуальной клавиатуры для ввода текста и последующего его редактирования с помощью программных инструментов.

Консервативно настроенные педагоги (да и некоторые родители) считают, что постепенное вытеснение рукописного письма клавиатурным может лишить школу учебной практики, в которой тренируются действия, развивающие мелкую моторику пальцев. Опасение в чем-то резонное: значимость развития моторики в младшем школьном возрасте подтверждена многими исследованиями. Однако в качестве способа тренировки для кисти рукописное письмо вполне можно заменить другими полезными практиками: рисованием, лепкой, собиранием мозаик, конструированием из мелких деталей. Наконец, каллиграфией, которая тоже основана на технологии письма, но не используется в обиходе для практических целей. Да и клавиатурное письмо предполагает достаточно мелкую моторику, причем всех пальцев двух рук.

Учиться писать на бумаге по-прежнему необходимо, но не стоит недооценивать важности и более современной техники письма – свободного владения компьютерной клавиатурой. Умение писать – это не только навык ввода букв, но и создание собственных текстов, интересных и понятных автору. Уже в начальной школе необходимо научиться выполнять отдельные действия с текстом на компьютере (исправление ошибок, редактирование, форматирование и т.д.).  По мере перехода к следующим ступеням обучения работа с текстом все в большей степени усложняется и требует для своего осуществления функций, доступных только в электронном виде. Если с первых лет обучения не готовить детей к подобной перспективе, у них могут вскоре возникнуть трудности с культурой письменной речи. А общение в письменной форме занимает важное место в современной жизни – нужно помочь сделать письменную речь школьника свободной и грамотной.

Цифровая трансформация школы предполагает значительное по сравнению с существующими практиками расширение масштабов использования компьютера в качестве инструмента учебной деятельности . Основные навыки и умения, составляющие общее понятие грамотности, должны формироваться в начальной школе не только в традиционной, но и в цифровой форме.

В октябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов стартовал проект “Учим учиться”, в котором почти полторы тысячи четвероклассников должны были продемонстрировать уровень сформированности цифровых общеучебных умений и готовность к переходу в основную школу. Им были предложены задания метапредметного типа, организованные в форме компьютерного тренинга. Это была не проверка знаний, а выявление дефицитов тех умений, которые необходимы для серьезного предметного обучения в основной школе. В каждом задании учащимся приходилось самостоятельно разбираться в учебной информации, представленной в различных форматах: текстах, иллюстрациях, таблицах, картах, диаграммах. Выполнение заданий автоматически проверялось, а все учебные действия сохранялись для последующего анализа на цифровой платформе.

Тщательный анализ данных, накопленных в процессе диагностики, показал, что многие четвероклассники допускали большое количество ошибок, в том числе, из-за недостаточного опыта учебной работы с компьютером. В частности, многие испытывали проблемы, если в задании требовалось не выбрать ответ из предложенных альтернатив, а записать его. И дело не в том, что дети не знают, как пишется то или иное слово. Во всех заданиях тренинга вся необходимая информация представлена на экране – нужно только аккуратно списать с экрана правильный ответ. А для этого требуется владеть клавиатурой.

Эксперимент показал, что у многих четвероклассников возникали трудности при наборе простейших слов, потому что навыки клавиатурного  письма у них к четвертому классу не были сформированы. По общему мнению учителей начальных классов, участвовавших в проведении диагностики дефицитов общеучебных умений, базовые цифровые навыки следует формировать у школьников уже с первого класса. И первым шагом в направлении к цифровой школе является освоение компьютерной клавиатуры. Решение этой образовательной задачи связано не только с практикой клавиатурного письма, но и с целым комплексом цифровых общеучебных умений, составляющих основы функциональной грамотности.

 

О том, как перейти от освоения клавиатуры к клавиатурному письму и к другим цифровым практикам, и о том, чем с дидактической точки зрения отличается клавиатурное письмо от рукописного, а также о предлагаемых нами методиках мы расскажем в следующих публикациях