Проект "Учим учиться" является продолжением и развитием образовательной инициативы нашей команды, поддержанной Фондом президентских грантов в 2018 и в 2019 годах. Содержанием проекта является использование компьютерного тренинга для формирования основ функциональной грамотности у учащихся начальной школы.
В 2019-2020 учебном году в проекте участвуют почти полторы тысячи учащихся из школ Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России. Команда проекта ведет постоянный мониторинг учебных действий, наблюдая за тем, сколько школьников каждый день выполняют тренинговые задания. Результаты мониторинга можно посмотреть здесь.
Как мы понимаем свою задачу
В чем проблема низкой результативности обучения?
Неумение учащихся работать с информацией делает обучение малоэффективным. Использование цифровых технологий расширяет понятие «грамотность», а школа не формирует необходимые общеучебные умения, потому что ей не хватает методических и инструментальных решений для формирования информационных основ функциональной грамотности
Почему это критически важно?
Любое обучение базируется на усвоении учебной информации. Использование современных информационных источников и дидактических материалов основано на работе с мультимедийным представлением контента. Неумение работать со всем спектром форматов резко снижает способность к восприятию содержания обучения.
Как меняется информационно-образовательная среда?
В образовательный процесс все шире внедряются новые информационные источники: электронные учебники, электронные образовательные ресурсы, дистанционные курсы, ресурсы Интернета. Для передачи учебной информации используются все медиа-форматы: текст, изображение, таблица, фонограмма, видеозапись.
На чем основан подход?
Понятие функциональной грамотности по А.А. Леонтьеву
«Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо)»
Чему нужно научиться?
-
Понимать задание
-
Находить информацию, заданную в различных форматах
-
Выделять значимое в рамках конкретного задания
-
Изменять исходную структуру информации и/или ее формат
Какие бывают задания?
Типология основана на 3 «координатах»:
-
Формат исходной информации: текст, таблица, изображение, звук, видео
-
Формат конечной информации: текст, таблица, изображение
-
Учебное действие: выбрать из списка, написать, расставить по порядку, раскрасить и т.д.
В чем особенности практики?
Сегодня задания, предлагаемые в электронной форме, - это, как правило, тесты. Целью является проверка результатов обучения.
Информационный тренинг предполагает развитие общеучебных умений в процессе выполнения заданий. Широкая типология заданий направлена на выявление конкретных дефицитов общеучебных умений и их компенсацию.
Как это можно организовать?
-
В рамках регулярных занятий
-
Во внеурочное время
-
По программе дополнительного образования
-
Дистанционно, в домашних условиях
Каких системных эффектов можно добиться?
-
Выявление дефицитов умений конкретных учащихся и их адресная компенсация, формирование основ функциональной грамотности
-
Повышение эффективности предметного обучения за счет лучшего понимания учебной информации, представленной в мультимедийной форме
-
Увеличение доли активных учебных практик в образовательном процессе
-
Переход от контроля результатов к развитию умений
-
Поддержка формирующего оценивания текущих образовательных результатов