Алгоритм выполнения заданий ReACT

Для правильного выполнения заданий информационного тренинга необходимо выстроить последовательность элементарных учебных действий, своего рода алгоритм работы с информационным источниками. Эту когнитивную цепочку мы называем ReACT.

Расшифруем:

Re (read) – читаем

Этот шаг последовательности подразумевает считывание исходной информации с предлагаемого источника. Эта информация может быть представлена в различных форматах. Это может быть в буквальном смысле чтение текста, но мы также можем говорить и о считывании сведений с карты, со схемы, из таблицы, о восприятии информации на слух и т.п. Исходная информация может быть статичной или динамически меняться. В любом случае мы говорим о чтении, понимая этот термин в расширительном его смысле.

A (analyse) – анализируем

Если первая фаза предполагает непосредственное восприятие информации из конкретного источника (с учетом его формата), то второе звено цепочки предполагает соотнесение между собой сведений, которые представлены в этом источнике с формулировкой задания, содержанием вопроса, на который нужно ответить, с другими источниками данных, представленными в других форматах и т.п. Иногда необходимо повторное прочтение формулировки задания (или вопроса), так как после изучения информационного источника (или источников) она может восприниматься в ином или более определенном смысловом контексте.

C (compress) – “сжимаем” информацию, выделяем значимое

Сведения, предлагаемые в информационных источниках, почти всегда избыточны, если рассматривать их с точки зрения выполнения конкретного задания. Важно научиться уменьшать объем исходной информации, “сжимать” ее, выделяя только те данные, которые требуются для выполнения задания (и даже конкретного шага задания). То есть необходимо научиться отбрасывать все несущественное в заданном контексте и работать только с частью исходных данных; это облегчает и ускоряет процесс выполнения задания.

T (transform) – преобразуем (в тот формат, который требуется в задании).

Как правило, в задании требуется преобразовать исходную информацию и дать ответ в какой-то форме, отличной от исходного представления. Например, на основании текста нужно заполнить таблицу. Или на основе данных, представленных на карте, нужно составить корректное высказывание по текстовому шаблону. Эти активные действия, завершающие алгоритм выполнения задания, могут рассматриваться как расширительное толкование письма (письменной речи), то есть тренинг создания собственных информационных объектов.

Таким образом образуется цепочка “чтение” –  ”преобразование” – “письмо”, характерная и для компьютерного алгоритма, и для когнитивного процесса.

Давайте попробуем на примере конкретного задания разобраться, как действует данный алгоритм.

В примере ниже мы имеем дело со следующим набором информационных объектов:

– исходная информация задана в формате карты Балтийского моря, на которую нанесено множество текстовых надписей;

– “рабочий” текст – это текст, в котором оставлены пропуски, которые должны быть заполнены на основе исходной информации, представленной в графическом формате (с учетом содержания самого "рабочего" текста).

– формулировка задания, которая акцентирует внимание на том, что пропуски в "рабочем" тексте заполняются не выбором из предложенных вариантов, а вписыванием сведений, представленных на карте.

Особо следует подчеркнуть, что сведения, необходимые для выполнения задания, представлены внутри самого задания; не требуется ничего вспоминать или искать в Интернете.

Re

Чтение карты требует особого умения, так как информация представлена в виде сочетания различных средств: надписей, линий, цветовых пятен и т.д. Кроме того, данная информация не структурирована для удобства визуального просмотра, как, например, таблица. Поэтому для поиска и считывания необходимых сведений с географической карты может потребоваться довольно много времени. Однако, без полноценного ознакомления с исходным информационным ресурсом последующие фазы могут быть непродуктивными и привести к ошибкам.

R

A

Фаза анализа предполагает изучение информации, представленной в источнике, в контексте решаемой задачи. В данном примере нужно ознакомиться с рабочим текстом и соотнести его содержание с данными карты. Не стоит торопиться выполнять какие-либо действия, даже если они кажутся очевидными. Следует сначала разобраться, на основе какой именно информации, представленной на карте, могут быть заполнены пропуски в тексте. В предлагаемом примере требуется заполнить семь пропусков. Во всех случаях требуется ввести в свободное текстовое поле географическое название города или страны. Для этого необходимо найти соответствующие объекты (город или страну) на карте и аккуратно списать их названия.

A

C

Во всех заданиях информация, представленная на экране, является избыточной. В фазе компрессии (сжатия) нужно определить, какие данные потребуются для выполнения задания, а какие – нет. Прочитав рабочий текст, можно сделать вывод, что вся информация, необходимая для заполнения пропусков, относится к Финскому заливу и его побережьям. Значит, на карте необходимо найти именно Финский залив, то есть сосредоточить свое внимание только на этой части Балтийского моря. Это позволяет сразу же исключить из рассмотрения значительную часть предлагаемой информации. Можно даже изменить масштаб карты и приблизить к себе нужную часть изображения, чтобы лучше читались требуемые для вписывания названия.

C

T

Заключительная фаза выполнения задания – представление информации в заданном формате. В задании требуется написать, то есть набрать на клавиатуре соответствующие географические названия. “Написать” в данном случае означает “списать”, так как все города и страны, о которых идет речь, подписаны на карте. Естественно, что компьютерная операция копирования здесь отключена. Нужно именно написать названия, причем сделать это в соответствии с правилами русского языка. Это, казалось бы, несложное действие требует внимания, чтобы не допустить ошибок при списывании.

T

 

Когда все пропуски в тексте заполнены, нужно проверить решение, нажав кнопку “Готово”.

Характерные ошибки

  1. Ошибки “чтения” - учащийся неправильно считывает информацию с карты. Например, не понимает, что столицы обозначены на карте специальным символом – звездочкой. Другая возможная ошибка - неумение соотносить расположение городов и границы стран.

  2. Ошибки, связанные с неверным определением сторон света. На карте нет надписей, прямо указывающих направления, карта дана в стандартной ориентации - “север сверху”. Кроме того, в нижнем правом углу предлагается "роза ветров", которая указывает все стороны света. Если учащийся не ориентируется в том, как определить по карте стороны света, это ведет к ошибочным ответам.

  3. Ошибки “списывания” - для многих учащихся процесс написания незнакомых (а порой и знакомых) географических терминов представляет собой трудную задачу. От ошибок может спасти тщательная проверка набранного на клавиатуре слова до нажатия кнопки “Готово”, но сам по себе навык проверки сформирован далеко не у всех учащихся.