Выводы по проекту "Первые шаги к цифровой школе"

Выводы психолого-педагогического характера

Проект «Первые шаги к цифровой школе» позволил выявить и зафиксировать индивидуальные и групповые особенности познавательной деятельности и учебного поведения первоклассников. Анализ цифрового следа нескольких тысяч детей и отзывы взрослых участников проекта дают основания не только для количественных оценок, но и для рефлексии по поводу потенциала активных цифровых практик в начальной школе и, в частности, о значимости клавиатурного письма. Настоящий раздел содержит наиболее важные результаты наблюдений экспертов проекта и педагогов-практиков из различных школ, непосредственно участвовавших в эксперименте.

  1. Все учителя, занимавшиеся с детьми по программе «Клавиатурное письмо», отметили большую заинтересованность учеников в занятиях, проводившихся с использованием компьютеров. Детям не требуются специальные вводные, поясняющие важность приобретения цифровых навыков, — сама по себе форма занятий является достаточной мотивацией для первоклассников. Никто из педагогов не отметил каких бы то ни было трудностей с освоением элементарных действий: запуск стартовой страницы, ввод логина и пароля от личного кабинета, вызов очередного задания и т.п. Даже учителя, которые не были до начала проекта уверены в своей пользовательской квалификации, также убедились, что использование сервисов ЦПНШ не вызывает у них проблем ни в плане собственных действий, ни в плане помощи ученикам.
  2. По общему мнению педагогов, процесс адаптации обучающихся к новой практике занимал примерно месяц или полтора. В течение этого времени нагрузка на учителя была связана не со сложностью учебного материала, а с необходимостью организовать самостоятельную работу детей, в которой каждый действует в своем темпе, оказать своевременную адресную помощь каждому ученику, ответить на вопросы. На это уходило примерно 4–5 занятий, после чего обучающиеся привыкали выполнять задания без помощи учителя, а количество вопросов резко сокращалось. В такой ситуации учитель предоставляет возможность большей части класса работать самостоятельно, а сам обращает приоритетное внимание на тех детей, которые на данном этапе тренинга испытывают трудности с выполнением заданий.
  3. Курс «Клавиатурное письмо» соответствует средним возрастным возможностям обучающихся первых классов. Заниматься развитием полученных навыков, добиваясь умения печатать слепым десятипальцевым методом, можно и в более позднем возрасте, однако те задания, которые выстроены в логике первичного тренинга, целесообразно предлагать именно первоклассникам. Ученикам более старшего возраста, уже прошедшим стадию букварного периода, может показаться, что некоторые задания основного модуля курса однообразны и не требуют такого ко-личества повторов однотипных действий; этого эффекта у первоклассников не возникает, т.к. процесс освоения клавиатурного письма у большинства совмещается с процессом освоения экранного чтения. Кажется, что наиболее комфортный период для начала занятий — 6–7 лет. В рамках проекта «Первые шаги к цифровой школе» курс «Клавиатурное письмо» в порядке эксперимента предложили воспитанникам двух дошкольных учреждений Калининграда. Выяснилось, что для многих дошкольников, уже умеющих читать, задания на освоение клавиатуры интересны и вполне посильны. 
  4. Одним из побочных результатов выполнения тренинга явилось, по мнению многих учителей, расширение лексикона обучающихся. Знакомясь с новыми для себя словами, запоминая их написание, значение и звучание, первоклассники расширяли свой кругозор. Менее развитые в речевом отношении дети подтягиваются таким образом к тем своим одноклассникам, чей словарный запас сформировался благодаря раннему чтению или активности в общении.
  5. Опыт апробации тренинговой программы позволяет оценить значимость для многих детей «дискретного» характера клавиатурного письма. При работе с клавиатурой дети более четко осознают, как слово складывается из отдельных букв, а словосочетания и фразы — из слов. Это осознание способствует развитию способности к построению собственных текстов по предложенным шаблонам, что является важнейшим этапом формирования у школьников культуры письменной речи.
  6. По мнению экспертов и педагогов-практиков, в ходе проекта не подтвердилось опасение, что клавиатурное письмо как практика, альтернативная рукописному письму, будет тормозить развитие моторики пальцев, значимой для мозговых процессов. Учителя обращали внимание на то, что большой объем действий с клавиатурой, в котором участвуют пальцы обеих рук, требует разнообразных движений, то есть моторика развивается более эффективно, чем при традиционной технике письма ручкой на бумаге.
  7. В проекте участвовали школы, работающие в разном социальном контексте, никакого специального отбора «на входе» не проводилось. Поэтому перед началом учебного года некоторые учителя выражали сомнения по поводу готовности к освоению курса клавиатурного письма детьми с низким уровнем дошкольной подготовки. Эти опасения относились к тем, кто по каким-то причинам еще не умел читать или даже не знал букв русского алфавита. Однако на практике выяснилось, что проведение дополнительных (по отношению к основной образовательной программе) занятий по клавиатурному письму способствует запоминанию букв, конструированию слов, формированию навыков чтения. Таким образом, в ходе букварного периода освоение клавиатуры становится важным фактором компенсации дефицитов грамотности, выравнивания возможностей всех членов учебного коллектива, что способствует большей результативности учебного процесса в целом.
  8. В ходе проекта выяснилось, что среди обучающихся в некоторых классах есть дети с ОВЗ. Педагоги уделяли им особое внимание, с некоторыми учениками работали индивидуальные консультанты. Естественно, для таких детей не ставилась задача пройти в течение года всю программу тренинга. Вместе с тем, практика показала, что задания, выполняемые с помощью компьютера, дают важный педагогический эффект даже в трудных случаях. Приобретаемые навыки письма с помощью клавиатуры и экранного чте-ния способствуют формированию основ грамотности даже у детей, развитие которых сдерживается проблемами их здоровья. Планируется, что такие ученики, начавшие работать по программе «Клавиатурное письмо», будут продолжать выполнять задания и во втором классе, чтобы в полной мере достичь целей обучения — сформировать первичные навыки письма и письменной речи. Педагоги, сопровождающие обучение детей с ОВЗ, также отмечают важность анализа цифрового следа с целью максимально точно и объективно выявить особенности их восприятия учебной информации и проблемы выполнения базовых учебных действий.
  9. Принципиально важной является возможность постепенного формирования в ходе компьютерного тренинга навыков грамотного письма у детей, кому ставится предварительный диагноз «дисграфия». При работе с клавиатурой ученики более четко представляют себе процесс конструирования слов из отдельных букв, реже пропускают буквы или не дописывают слова. К тому же задания, выполняемые с помощью клавиатуры, снимают стресс, связанный с недостаточным владением техникой рукописного письма. У многих учеников пропадает «комплекс отстающего», возникает спокойная уверенность в себе.
  10. Особое внимание педагогов привлекли данные цифрового следа тех немногих обучающихся, которые демонстрировали негативное отношение к тренировке клавиатурного письма или симулировали учебную активность, не стремясь к достижению результата. Экспертная система ЦПНШ позволяла своевременно выявить такие особенности поведения и проследить, в какой момент и по какой причине у ребенка возникает нежелание выполнять задания. Некоторые из таких учеников часто прибегали к имитации деятельности, нажимая произвольные клавиши и не пытаясь выполнить то, что требовалось в задании. О таком поведении следует знать не только учителям, но и родителям. Возможно, в каких-то случаях потребуется и участие школьного психолога. А есть и другая категория обучающихся. Они поначалу охотно включались в занятия, но постепенно теряли интерес и мотивацию к дальнейшей работе; чаще всего такое случалось в момент появления более сложных типов заданий, требующих дополнительных усилий. Это также тревожный симптом: такие дети не готовы к упорной учебной работе, к преодолению возникающих трудностей. Очень важно обратить на это внимание уже в первом классе, чтобы такое поведение не стало для них нормой в учебном процессе.

Можно сделать вывод, что индивидуальный компьютерный тренинг важен не только в контексте формирования и развития базовых цифровых навыков, но и как способ раннего выявления особенностей учебного поведения. Использование цифрового следа дает педагогам и родителям объективную картину дефицитов, имеющихся у ребенка, и динамики его развития в ходе учебного процесса. Все эти сведения имеют важнейшее значение для достижения успешности каждого ребенка в учебном процессе независимо от того, в какой форме: тради-ционной или цифровой — это обучение организовано.
 

Вернуться на страницу проекта