Основы функциональной грамотности

ФГКондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д.

Основы функциональной грамотности в начальной школе: формирование и оценивание

Функциональная грамотность обучающихся согласно действующей редакции образовательных стандартов является условием успешного обучения в школе, начиная с младших классов. Авторы инновационной учебной практики представляют апробированную в течение шести лет образовательную технологию, которая позволяет приступить к формированию основ функциональной грамотности уже в начальной школе. В книге представлено подробное описание методики индивидуального компьютерного тренинга с использованием сервисов цифровой платформы «Учим учиться».
Издание адресовано школьным педагогам и администраторам, а также родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

От авторов:

Предлагаемая вашему вниманию книга адресована, прежде всего, учителям начальных классов, которые уже работают со своими учениками на цифровой платформе для начальной школы «Учим учиться» или только собираются присоединиться к нашему сообществу.

По замыслу эта книга продолжает серию публикаций для учителей, которую мы начали рассказом о цикле учебно-тренинговых курсов «Ступени к цифровой школе» и продолжили подробным описанием первой части этого цикла — «Клавиатурное письмо в начальной школе». Теперь мы хотим рассказать, как методика компьютерного тренинга позволяет решить актуальную образовательную задачу — формирование у обучающихся основ функциональной грамотности. Само понятие «функциональная грамотность» в педагогической литературе хорошо известно, но многие практики, работающие в начальных классах, знакомы с ним, скорее, на интуитивном уровне. Мы хотим помочь им разобраться в том, как связать теорию с учебной практикой, которая может быть организована в условиях массовой школы.

Опыт многолетнего взаимодействия со школами позволил нам сформировать комплект методических материалов, которые помогают новым партнерам начать использовать цифровые практики в начальной школе, а тем, кто уже знаком с платформой «Учим учиться», — освоить новые курсы и педагогические сервисы.

Предлагаемая вашему вниманию книга призвана обобщить накопленный опыт и представить ключевые курсы цикла для подготовки учеников младших классов к обучению в основной школе — «Основы функциональной грамотности» и «Подготовка к предметному обучению». Надеемся, что это издание поможет в практической работе учителям начальных классов, заинтересованным в использовании педагогического потенциала цифровых технологий.

Благодарности

Разработка цифровой платформы стала возможна благодаря стартовому финансированию со стороны Фонда содействия инновациям (2015–2016). В дальнейшей работе мы получали и получаем поддержку от Фонда президентских грантов и Российского фонда фундаментальных исследований, что позволило привлечь к работе на платформе «Учим учиться» десятки школ из разных регионов России.


Группа логотипов


Авторы выражают свою глубокую признательность тем педагогам, вместе с которыми прошли путь от первых экспериментов до образовательной технологии, имеющей постоянно расширяющуюся аудиторию. Их опыт и рекомендации по совершенствованию сервисов платформы «Учим учиться» мы постарались отразить в этой книге.

Об авторах

Кондратьева Ирина Николаевна
Директор электронного образовательного издательства "Мультимедиа-студии "Март", соруководитель проекта "Учим учиться". Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования. Лауреат Всероссийских мультимедиа‑фестивалей "Контент".

Рубашкин Дмитрий Давидович
Директор Инновационного центра "Технологии современного образования", соруководитель проекта "Учим учиться". Кандидат технических наук, доцент НИУ "Высшая школа экономики" (Санкт‑Петербург).

Рецензии

Конюшенко С.М., доктор педагогических наук, профессор Балтийского федерального университета им. И. Канта

Фрадкин В.Е., кандидат педагогических наук, ведущий аналитик ФБГУ «Федеральный Центр тестирования»