Иерархия образовательных результатов

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые приоритетные задачи: формирование, наряду с предметными, личностных и метапредметных результатов. Иерархия отношений между этими категориями не определена, но большинство преподавателей-практиков воспринимает приоритеты следующим образом. Основой обучения остается предметное обучение, а метапредметные и личностные результаты достигаются в образовательном процессе как надпредметные, относящиеся к высшей ступени иерархии.

1

В то же время, очевидно, что метапредметные и личностные результаты, связанные с формированием основ функциональной грамотности, общеучебных умений, являются не столько следствием, сколько условием успешного предметного обучения. Это означает, что на определенном этапе обучения предметные результаты базируются на метапредметных и личностных.

2

Такое положение характерно, прежде всего, для начальной школы, целью которой и являются социализация и приобретение грамотности. Поэтому на этой ступени мониторинг текущих образовательных результатов должен строиться преимущественно на анализе сформированности общеучебных умений и проявлений личностного развития.

После завершения ступени начального образования начинается предметное обучение, которое, в свою очередь, должно привести к надпредметным образовательным результатам – в тех проявлениях, которые регламентируются стандартами.

Здесь уже становится уместным приоритетное внимание к мониторингу результатов предметного обучения, так как именно предметные результаты составляют основу желаемой модели выпускника общеобразовательной школы и проверяются в ходе государственной аттестации. Практики, направленные на компенсацию дефицитов функциональной грамотности могут рассматриваться как компенсирующие и влияющие на выбор персональной образовательной траектории.

3