О внимании

Илья ВитальевичТалалай, старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии РАО (ИВФ РАО), кандидат психологических наук:

Как часто нам приходится говорить ребенку: «Будь внимательнее!»? Скорее всего, достаточно часто. При этом мы не всегда замечаем, что используем эту фразу в совершенно разных ситуациях – будь то поиск нужной вещи в портфеле, игра в футбол на физкультуре или выполнение домашней работы. Кажется, что между этим тремя примерами нет ничего общего, однако во всех случаях детям зачастую не хватает именно внимательности. Что же тогда такое внимание, если о нем приходится говорить в столь непохожих ситуациях? Существует множество определений внимания, а также много подходов к пониманию места внимания среди других психических функций. Несмотря на разнообразие мнений, большинство психологов соглашаются с тем, что внимание играет ключевую роль в организации любого целенаправленного поведения.

Если представить, что внимание – это ручной фонарь, а луч света – способность концентрироваться на объектах внешнего или «внутреннего» мира, то быть внимательным означает уметь ярко светить, отделяя важное от неважного, уметь эффективно переводить луч света с одного объекта на другой и иметь батарею высокой ёмкости для продолжительной работы фонаря. Нужно понимать, что в данном контексте обучение (и не только обучение) детей всегда происходит в темноте, а отсюда очевидно, что без света и, соответственно фонаря, обойтись невозможно.

Стоит отметить, что метафора фонаря (или прожектора) – не единственный образ, который используют психологи для описания такого сложного понятия, как внимание. Однако с помощью данного образа, кажется, будет проще представить наиболее популярные среди исследователей «компоненты» внимания. К таким компонентам обычно относят:

  • (1) способность избирательно концентрироваться на важной информации, игнорируя неважную и/или конфликтующую информацию (ученые называют данный компонент избирательным вниманием);
  • (2) способность концентрироваться на двух или более сигналах (или задачах) одновременно, игнорируя другие сигналы (распределенное внимание) и, наконец,
  • (3) способность длительно и непрерывно концентрироваться на решении монотонных задач (непрерывное или длительное внимание).

Анализ перечисленных компонентов внимания позволит более содержательно интерпретировать особенности взаимодействия ребенка с компьютером при решении разнообразных задач. В лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии РАО (ИВФ РАО) был разработан набор компьютерных тестов, позволяющий количественно охарактеризовать разные формы внимания. Совместно с сотрудниками лаборатории команда проекта «Учим учиться» смогла реализовать все тесты на базе собственной цифровой платформы для дальнейшего использования в курсах. Новый инструмент позволит на этапе диагностики проанализировать взаимосвязь между особенностями уже сформированных умений и навыков работы детей с компьютером и особенностями внимания, а также позволит обнаружить возможное влияние курса тренингов на эффективность разных видов внимания при сопоставлении результатов тестирования до и после обучения. Кроме прохождения тестов, каждый ученик будет заполнять специальную анкету, разработанную сотрудниками ИВФ РАО. Результаты анкетирования помогут определить, как связаны сценарии использования и регулярность использования цифровых устройств детьми с эффективность разных форм внимания.