Психометрические исследования

Применение цифровых платформ и цифровых online технологий для исследования и развития когнитивной деятельности детей

Исследование «Экспериментальное психометрическое исследование различных аспектов произвольного внимания и их связи с успешностью обучения и использованием компьютерных технологий у детей школьного возраста» проводится Институтом возрастной физиологии РАО по заказу Министерства просвещения РФ. Для проведения исследования в массовой школе необходимо обеспечить технологичность тестовых процедур. В рамках совметсного проекта в 2020 году было разработано программное обеспечение тестирования для работы в online формате. Возможности цифровой платформы "Учим учиться" используются как для проведения тестирования, так и для организации первичной обработки собранных данных. В перспективе планируется создать на платформе банк данных психометрии и инструменты автоматической генерацию отчетов. 

В 2020 году созданная online технология была апробирована в одной из школ Санкт-Петербурга (около 40 учащихся третьих классов). Сравнение результатов online тестирования со средними показателями offline тестирования показаывает, что дистанционный характер проведения тестовых процедур не приводит к существенному увеличению погрешности измерения.

Психометрия

Особый интерес представляет проведение психометрических тестов среди младших школьников, выполняющих учебные задания на платформе "Учим учиться", чтобы выявить влияние регулярной работы в цифровых форматах на когнитивные характеристики детей. Эти исследования планируется начать в 2021 году.

Анализ результатов психометрии позволил сделать вывод, что online тестирование на платформе “Учим учиться” дает результаты, сопоставимые по точности с offline тестированием. Это означает, что дистанционные сервисы платформы могут быть использованы не только для учебных действий, но и для сбора психометрической информации (а также, вероятно и для измерения других когнитивных характеристик). Это, в свою очередь, означает, что у специалистов системы образования появляется исходный материал для комплексной психолого-педагогической аналитики больших данных. Дальнейшие практические шаги по части использования платформы “Учим учиться” для психологического тестирования и выявления корреляций между данными психометрии и сформированностью цифровых умений намечены на 2021 год.