Информационный тренинг - новая образовательная практика

Информационный тренинг

Инновационная учебная практика информационного тренинга разработана И.Н.Кондратьевой и Д.Д.Рубашкиным (Санкт-Петербург)

Цель информационного тренинга – формирование и развитие навыков и умений (skills,abilities), основанных на работе с различными источниками информации. В разных терминологических системах для обобщения данных характеристик могут использоваться понятия: смысловое чтение, функциональное чтение, функциональная грамотность, информационная грамотность, информационная компетентность и пр.

Образовательная задача тренинга – не проверка знаний, а тренировка способности выполнять требуемые действия с информацией. Как правило, все необходимые для выполнения сведения содержатся внутри задания.

Почему потребовалось разработать новую учебную практику и что она дает школе, авторы рассказывали  на различных образовательных площадках: 

Выступление Д.Д, Рубашкина на конференции EdExpo (СПб, 2018)

Мастер-класс И.Н. Кондратьевой 

В проектах на цифровой платформе "Учим учиться" целевой группой являются учащиеся начальной школы, однако практика информационного тренинга носит универсальный характер и может использоваться для решения различных образовательных задач. У создателей практики уже накоплен опыт разработки тренинговых программ для различного возраста и с различным предметным содержанием.

Задания информационного тренинга

Целью информационного тренинга является формирование основ функциональной грамотности. Концепция тренинга основана на определении функциональной грамотности, принадлежащем А.А. Леонтьеву: «Функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо)». 

Каждое задание предполагает необходимость выполнения трех ключевых действий: считывание информации с источника, анализ и сжатие информации (выделение существенного в данном контексте), преобразование в требуемый формат.

Алгоритм выполнения заданий (ReACT)

Типология заданий основана на трех координатах:

  • исходный формат: текст, изображение, таблица, звук, видео;

  • конечный формат: текст, изображение, таблица;

  • учебное действие: выбрать из альтернатив, раскрасить, вписать, положить на нужное место и т.д.

Все задания выполняются в электронной форме, действия пользователя фиксируются и проверяются компьютером. По итогам выполнения задания формируются следующие индикаторы: бинарная оценка (выполнил/не выполнил), количественная оценка с учетом таких параметров, как время выполнения, число попыток, использование подсказок и пр.

Создается также подробный отчет, в котором фиксируются все действия, совершенные в процессе выполнения заданий. На основе отчета педагоги, психологи, аналитики могут диагностировать конкретные дефициты навыков и умений, а также рекомендовать определенные типы заданий для компенсации выявленных проблем в ходе последующего тренинга.

Посмотреть примеры заданий

Роли пользователей образовательного сервиса

Принципы работы цифровой платформы для начальной школы "Учим учиться" 

Доступ пользователей к on-line сервису информационного тренинга осуществляется через личные кабинеты по индивидуальным логинам и паролям.

Адрес для входа: cloud.edumart.ru

Сервис предлагает и поддерживает различные роли пользователей.

“Учащийся” – имеет возможность выполнять назначенные ему задания и следить за своими текущими результатами.

“Учитель” – имеет возможность назначать задания учащимся своего класса и наблюдать за текущими результатами всего учебного коллектива, представленными в табличной форме. Преподаватель получает также доступ к результатам фиксации всех действий учащихся для оперативного и итогового анализа.

“Родитель” – пользователь имеет возможность видеть текущие результаты своего ребенка и анализировать его действия на основании результатов фиксации.

“Наблюдатель” - роль аналогична родителю, но распространяется на группу учащихся. Эта роль предназначена для представителей образовательной организации. В этой роли может выступать, например, заместитель директора школы по УВР, школьный психолог или иной консультант.