О проекте

          Проект "Учим учиться" является продолжением и развитием образовательной инициативы нашей команды, поддержанной Фондом президентских грантов в 2018 и в 2019 годах. Содержанием проекта является использование компьютерного тренинга для формирования основ функциональной грамотности у учащихся начальной школы.

         В 2019-2020 учебном году в проекте участвуют почти полторы тысячи учащихся из школ Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России. Команда проекта ведет постоянный мониторинг учебных действий, наблюдая за тем, сколько школьников каждый день выполняют тренинговые задания. Результаты мониторинга можно посмотреть здесь.

Как мы понимаем свою задачу

В чем проблема низкой результативности обучения?

Неумение учащихся работать с информацией делает обучение малоэффективным. Использование цифровых технологий расширяет понятие «грамотность», а школа не формирует необходимые общеучебные умения, потому что ей не хватает методических и инструментальных решений для формирования информационных основ функциональной грамотности

Почему это критически важно?

Любое обучение базируется на усвоении учебной информации. Использование современных информационных источников и дидактических материалов основано на работе с мультимедийным представлением контента. Неумение работать со всем спектром форматов резко снижает способность к восприятию содержания обучения.

Как меняется информационно-образовательная среда?

В образовательный процесс все шире внедряются новые информационные источники: электронные учебники, электронные образовательные ресурсы, дистанционные курсы, ресурсы Интернета. Для передачи учебной информации используются все медиа-форматы: текст, изображение, таблица, фонограмма, видеозапись.

На чем основан подход?

 Понятие функциональной грамотности по А.А. Леонтьеву
 «Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо)»

Чему нужно научиться?

  • Понимать задание

  • Находить информацию, заданную в различных форматах

  • Выделять значимое в рамках конкретного задания

  • Изменять исходную структуру информации и/или ее формат

Какие бывают задания?

    Типология основана на 3 «координатах»:

  • Формат исходной информации: текст, таблица, изображение, звук, видео

  • Формат конечной информации: текст, таблица, изображение

  • Учебное действие: выбрать из списка, написать, расставить по порядку, раскрасить и т.д.

Примеры заданий

В чем особенности практики?

Сегодня задания, предлагаемые в электронной форме, - это, как правило, тесты. Целью является проверка результатов обучения.

Информационный тренинг предполагает развитие общеучебных умений в процессе выполнения заданий. Широкая типология заданий направлена на выявление конкретных дефицитов общеучебных умений и их компенсацию.

Подробнее

Как это можно организовать?

  • В рамках регулярных занятий

  • Во внеурочное время

  • По программе дополнительного образования

  • Дистанционно, в домашних условиях

Подробнее о программах

Каких системных эффектов можно добиться?

  • Выявление дефицитов умений конкретных учащихся и их адресная компенсация, формирование основ функциональной грамотности

  • Повышение эффективности предметного обучения за счет лучшего понимания учебной информации, представленной в мультимедийной форме

  • Увеличение доли активных учебных практик в образовательном процессе

  • Переход от контроля результатов к развитию умений

  • Поддержка формирующего оценивания текущих образовательных результатов

Новые возможности для участников образовательного процесса

Присоединиться к проекту